True Litwin Beat выпустил второй альбом «Ненужная правда о беларусах – 2». В рамках первого диска Пукст выступал президентом не части, но всех беларусов, читая о вещах болезненных и понятных широкому большинству. Новый, второй, диск приобретает отчетливую классовую окраску: проблематика более специфична, нет сомнений, что здесь озвучиваются рефлексии тех, кого у нас принято называть интеллигенцией, в противопоставление так называемым простым людям.

Эта сегрегация сразу же сужает аудиторию пластинки. Новые песни для озвучивания шашлычных и стихийных вещевых рынков решительно не годятся — за такое, пожалуй, даже можно получить буквально в глаз, если вдруг те самые простые люди расслушают, о чем идет речь. Это же разделение задает тон, существенно отличный от первого диска: вместо бодрой и прямой, хоть и трагикомичной, речевки не без проблесков оптимизма – слышны сплошная смурь и безнадега. Здешние действующие лица — это реальные звероящеры в наколках, герои культурного перегноя, конкретные пацаны и декоративные пацанчики, и поименно: Пугачева, Киркоров, Макс Корж, Стас Михайлов. В такой конфигурации надежды на лучшее будущее просто не остается.

В рамках этого нишевого позиционирования диск, безусловно, очень хорош, точен, афористичен и функционально музыкален — музыки тут, как того и требует жанр, лишь необходимый минимум. Задействованная Беловым в прошлом альбоме формула «пластмассовый звук плюс навязчивый ритм» признана удачной и сохранена, и это приятно — не все на свете надо превращать в стену звука. Дешевая грязная подача работает на жанр и делает агрессивные откровения Пукста лишь еще брутальнее. Такой примитивизм, безусловно от мастерства: грузный бас качает, то тут, то там вылазит цитата из классики, микшированные спецэффекты вроде знаменитой речи MLK «I have a dream…» создают правильный контекст.

Несмотря на русскоязычность, диск, вне всяких сомнений, глубоко патриотичен. Сквозные темы здесь: российская культурная (и не только) экспансия, благостная самоудовлетворенность соотечественников, фирменная родная трясина — хоть и не новы, но раскрыты с болезненной достоверностью. Это, конечно, большое достоинство: патриотизм не тождественен беларускоязычности, но она часто его узурпирует, смешивает с национализмом, понятым в достаточно узком смысле. Речевки Пукста доказывают, что эта тема глубже, чем простая система распознавания «свой-чужой», выстроенная на основе определенной несложной символики.

Можно констатировать: несмотря на условно успешную первую попытку вырваться из кружка «Унылые руки» на оперативный простор, глобальный прыжок за горизонт у дуэта Пукст–Белов не получился. Мы снова будто на фигуральной Зыбицкой и снова крайне талантливо разговариваем об очень специфичных проблемах с крайне ограниченным набором лиц, которых эти проблемы волнуют. Строфы из первого диска типа «глядя на их и наши сериалы, тебе становится пох**: то ли живут фальшиво, то ли играем плохо» годились для всех: и для хипстеров, и для рабочих, и для бюрократии. Для сравнения — на новом диске можно услышать термин «русский космизм» и фамилию Фрейд.

Ничего плохого в этом, конечно, нет: Пукст не то что оторвался от народа — он с ним никогда и не сближался. Но немного жаль, что побег из рыночной ниши не удался.


Текст: Конрад Ерофеев

Обложка: madeinby.net