Спецпраекты«Бабушатник лучше, чем евроремонт»: Светлана Коледа о дизайнерах и беларуских ремонтах
Продать все, чтобы начать свой бизнес
The Village Беларусь совместно с MINI Belarus встретился с деятельными молодыми людьми, чтобы узнать, как все начиналось, как все развивалось и куда все пришло для них и для дела их жизни. Основатель и руководитель салона Moonlight Room Светлана Коледа рассказала нам о минусах беларуских интерьеров, нечестных дизайнерах и здоровой конкуренции, которой нет.
Как все начиналось
Сразу после учебы на экономическом я попала в крупную компанию — типографию, которая работает на Россию. И на первую же зарплату пошла на курсы интерьера.
Я начала делать какие-то проекты для друзей, однажды меня даже опубликовали в «Мажордоме», но я никогда не относилась к этому серьезно, поскольку в юношестве мне объяснили, что эта профессия — не профессия.
Я достаточно надолго зависла в сфере продаж большого бизнеса, но в какой-то момент поняла, что деньги есть, статус есть, возможности есть, а удовольствия нет. И не было никакого вкуса жизни. В какой-то момент у меня произошли личные перемены, и это повлекло за собой все остальные глобальные изменения. Я просто ушла в никуда, мне все нужно было начинать сначала, все самой. Я сидела в интернете, искала, чем могу заняться, вдохновляясь, нашла Moooi — и это была любовь с первого взгляда.
Буквально через три месяца мы поехали с друзьями на выставку iSaloni, которая проходит каждый год в Италии. Поскольку я не знала в этой сфере ни правил, ни законов, то просто ехала с энтузиазмом и надеждой, что все как-то само сложится. Так и произошло. Приехала, через 15 минут вышел русскоговорящий менеджер, который отвечал за наш регион, рассказал про условия, возможности, экспозицию, как нужно строить работу. Я отправилась раздумывать в Минск, но уже на обратном пути была уверена, что найду нужное количество денег, чтобы с этим связаться.
У меня не было выбора. Мне надо было зарабатывать. Я осталась одна, а идти в 30 лет и просить денег у родителей, мне кажется несерьезным. Я просто рискнула. Я продала машину и недвижимость. Не знаю, может, это какой-то дурацкий женский подход. По-хорошему, ни один мужчина так не поступил бы и не поддержал бы меня в этом. Но тогда рядом не было мужчины, и потому я пошла на то, на что пошла.
О том, почему хороший интерьер спорит с новостройкой
Наш салон не работает с «дорого — богато». Иногда, глядя в первый раз на предметы, которые мы продаем, задумываюсь: кто же их купит? Moooi — это не масс-маркет, он не для всех. Это, скорее, нишевые продажи. И есть у нас в Беларуси люди, которые интересуются, которые доросли уже до этого состояния и понимания этого дизайна.
Мне лично интересен голландский дизайн, и я стараюсь как-то миксовать его с другими стилями. Плюс мне близка философия скандинавского стиля — то, как они живут, как подходят к созданию продукта. Moooi для меня, скорее, такой праздник вдохновения — они яркие, очень нарядные, очень цветные. А Скандинавия — это история про каждый день, про простое пользование вещами, про функциональность, большую доступность. Поэтому я сейчас стараюсь балансировать.
Наконец-то мы, беларусы, отказываемся от бежевого и коричневого, советских горок и приходим к понятной Скандинавии, когда белые и серые стены, натуральный деревянный пол и функциональные, достаточно лаконичные предметы интерьера.
К нам не приходит тот клиент, которому нужна венецианская штукатурка или шелкография. Из «дома Чижа» у нас был только один клиент, и я даже понимаю, почему. Те, кто купил там квартиры по философии и мироощущению, скорее, не наши люди. Это больше махровая классика. Там любят псевдо-Италию и ар-деко. В моем представлении, это взрослые люди, которые близки к государственному бизнесу, или чиновники. Хотя вид оттуда прекрасен. Дом действительно в очень хорошем месте, но то, как он реализован — его архитектура, подъезды и потолки 2,70 — накладывает отпечаток. Там не сделаешь что-то действительно дизайнерское.
Это беда всех наших новостроек. Когда ты смотришь в типовое квадратное окно, а потолок падает тебе на голову, то, к сожалению, не приходится говорить про элитность. Когда у застройщика есть ограничение по высоте здания, вместо того чтобы построить восемь этажей с классной высотой потолка, он понимает: нет, я лучше еще плюс один этаж сделаю и продам больше квартир.
Если бы преследовались не только меркантильные цели — продать площадь подороже, — а еще и строго блюлись такие моменты, как внешний вид, архитектура города, мне кажется, мы могли бы оказаться совершенно на другом уровне. У нас была такая возможность, и мы ее потеряли. Из последнего, что было построено хорошо, — это Double Tree by Hilton. Он очень грамотно вписался в архитектуру. Им или наслаждаются, или не замечают. А напротив — «дом Чижа». Такой контраст.
Есть такая типично беларуская история: «все нравится, на все деньги есть, но давайте подешевле». И тогда вся картинка рассыпается, а город мог бы быть совсем другой.
IKEA и беларуская мебель
Мы должны относиться к IKEA правильно. Это масс-маркет. Там достаточно большое количество хороших копий, но они ничего не придумывают. Если проводить параллель с fashion, то есть Dior, который занимается трендами, концепциями, а есть Zara, которая занимается копированием и адаптацией, чтобы любой человек мог себе позволить быть модным. Просто нужно миксовать, а не превращают свою квартиру в шоу-рум IKEA.
Почему беларусы не научились делать мебель? Я не думаю, что они учились. Характерная черта беларусов — мы лучше знаем, как должно быть. И не важно, что кто-то изобрел это 15 лет назад и все этим пользуются. А беларусы не пользуются, потому что считают, что это полная ерунда, и мы сейчас придумаем сами или еще через пять лет придумаем и будем первооткрывателями. Вместо того чтобы обратиться к профессионалу, мы знаем все лучше всех. Вместо того чтобы обратиться к дизайнеру-профессионалу, мы сами себе дизайнеры. Хорошо хоть зубы мы сами себе не лечим.
Беларусь все-таки аграрная страна, мы не по высоким материям. И нам нужно признать: нам недостаточно знаний в предметном дизайне… База-то у нас хорошая, как в Скандинавии. У нас есть та же деревообработка, были закуплены станки. Под что они закупались, под какие задачи — я не знаю.
Если бы эти инвестиции были потрачены с умом, я думаю, мы бы могли занимать определенную хорошую долю и на российском рынке, и в Европе. А мы до сих пор никак не изменились. Как изготавливали эти диваны а-ля «Пинскдрев» 10 лет назад, так и сейчас их делаем.
А нам надо начинать в этой отрасли прямо с нуля: от создания новых брендов, разработки новых коллекций, новых продуктов, которые бы соответствовали концепции «здесь и сейчас» и были востребованы завтра.
Что лучше: бабушатник или евроремонт?
Меня лично бесит, когда неумело сочетают бесконечное количество отделочных материалов. Когда ты, например, заходишь в санузел и, вместо того чтобы увидеть чистую однородную плитку, замечаешь сначала панно, потом плитку на полу с какой-то своей историей, затем совсем другую плитку на стене. А рядом — венецианская штукатурка. Когда мы пытаемся вместить все, что только можно, в отделочный материал — это неправильно. Это большая безвкусица, какой-то винегрет, который режет глаз.
Гораздо дешевле, чище и проще сделать просто однородный пол и выкрасить стены в один или несколько цветов. А потом уже это чистое светлое пространство обустраивайте так, как хотите, потихонечку, не стоит покупать все сразу, не надо все самое дорогое. Честно признайтесь себе, с каким предметом вы соприкасаетесь чаще всего. Это может быть любимое кресло, в котором вы читаете книгу, смотрите телевизор, с котом сидите. А все остальное может быть достаточно простым. Порой один элемент создает нам интерьер, а остальное может быть бабушкиным или лаконичным. Интерьер не про большие бюджеты, он про вкус.
Для меня евроремонт хуже бабушатника и трехъярусных потолков из гипсокартона. Обычно в таких квартирах есть еще какая-то сине-оранжевая кухня, и дальше понеслось по всем стилям и возможностям. Мне кажется, что бабушка в сталинке, которая живет там с постсоветских времен, живет в более правильном с точки зрения дизайна пространстве, чем то, что многие зовут евроремонтом.
От того, что у нас не сформировалось представление, что такое дизайн, у нас часто подменяют понятия «ремонт» и «дизайн». Не надо путать. Если вы хотите просто сделать ремонт — закажите планировку, расстановку мебели, разводку электрики, а дальше занимайтесь, чем хотите.
Конкуренция и откаты дизайнерам
К сожалению, в Минске до сих пор есть теневой рынок: заказы идут не через салон, а через каких-то ребят. Это не цивилизованный бизнес. Весь мир работает через официальных дилеров. В их задачи входят и образовательные моменты, и презентации продукта, и гарантия.
Я не чувствую конкуренции. «Сквирел» я очень уважаю за тот сервис, который они первыми выстроили и показали, каким должно быть обслуживание в премиальном сегменте на рынке интерьерных продуктов. Что касается большинства других «элитных» салонов, мне кажется, что рынок и клиенты уже давно выросли из того формата, который они предлагают. Было бы круто, если бы они свои фабрики подали немножко по-другому: более цивилизованно, более по-европейски. И для меня это было бы не про конкуренцию, а про то, что рынок действительно развивается.
К чему сейчас приходит fashion-бизнес в Минске? Есть ряд примеров: открылись Stuart Weitzman и Zara, у них правильная брендовая подача. То же самое есть и в индустрии предметов интерьера. Есть определенные требования к обновлению коллекций. Мы официальные дилеры, и у нас в договорах и контрактах с фабриками прописано регулярное обновление экспозиции. Мы постоянно привозим новинки. Эта новинка будет висеть в Лондоне и практически одновременно появится в Минске, потому что мы их дилеры.
Есть еще такая деликатная тема, как откаты дизайнерам, если они рекомендуют мебель из того или иного конкретного салона. Это наша боль и печаль. Погоня за этими деньгами для некоторых дизайнеров важнее, чем покупка, которая клиенту будет действительно подходить. Я была на тренинге в Швейцарии, и они такое поведение называют в лоб английским словом corruption.
Мы стараемся давать европейские цены. У нас есть дополнительная нагрузка в виде растаможки — 15–20 процентов, которых нет в Европе. Понятно, что мы эти деньги недозарабатываем или меньше тратим на развитие. Чтобы предлагать европейские цены, нам лучше всего и проще всего продавать эти вещи конечному клиенту или дизайнеру, который будет думать про красоту и эстетику и любить эти бренды, а не думать о том, где бы ему побольше денег срубить. Есть дизайнеры, которые хотят получать 25% от суммы сделки с салоном. Мы попросту не можем позволить себе выплачивать такой процент, так как на многие бренды наши коэффициенты заметно ниже, мы бы «уходили» в минус. Благо дизайнеров, которые действительно поглощены проектом, а не своим вознаграждением тоже много. Бывают ситуации, когда клиент очень сильно экономит, ищет более дешевую альтернативу. Но дизайнер так хочет, чтобы итоговый результат не отличался от задуманного, что даже отказывается от своего процента в пользу скидки для клиента.
С другой стороны, белорусы не привыкли платить за дизайн. Они считают, что это не профессия, а скорее хобби или развлечение. Ситуацию усугубляют дизайнеры-самоучки, которые после трехмесячных курсов рвутся в профессию, думая лишь о своем «вознаграждении». Чтобы привлечь первых клиентов делают бесплатные планировочные решения, бесплатные визуализации, работают за 5-10 долларов за квадрат. Таким подходом они обесценивают профессию, вынуждают других дизайнеров снижать расценки и играть по правилам рынка. Конечно, если бы дизайнер получал всего 500 долларов за проект в 100 квадратов, то профессия находилась бы на грани вымирания…
В Европе мотивация выстраивается иначе. Дизайнер честно разговаривает с клиентом и помимо своего гонорара запрашивает определенный процент от всего бюджета, который тратит заказчик на закупку стройматериалов, мебели, света и так далее, и ни у кого не возникает вопросов.
А у нас пытаются заработать на всем, и это проблема. Интерьеры могли бы быть более современными, интересными, если бы предмет мебели и свет были подобраны хорошо. Если у дизайнеров есть отработанная схема со своими поставщиками, то они даже не хотят думать о каких-то мировых трендах и о том, что вкусы клиентов могут меняться. Они будут тупо продвигать свою откатанную историю.
Больше всего меня расстраивает даже не то, что после сделки дизайнер просит вознаграждение, а то, что, не вникая в суть, говорят, будто разницы между товарами никакой нет. Разница есть, она существенная, дизайнеры ее должны знать для того, чтобы одним клиентам предлагать одно, а другим — другое.
Чтобы дизайнер привнес что-то интересное в вашу жизнь и интерьер, он точно должен быть очень образованным и стоять на порядок выше вас по части понимания современного искусства, колористики, архитектуры. Он точно должен быть начитанным, образованным, ходить на выставки, путешествовать. Если человек никогда не выезжал за пределы Минска, вы должны понимать, что у него в голове, что он может вам предложить.
В профессии дизайнера очень много психологии, важно услышать человека, а не навязывать какую-то свою историю. Если идет хороший диалог профессионального дизайнера и клиента, то он всегда поймет, чего клиент хочет. Но человек в 23 года не может раскрыть бизнесмена 45 лет, который прошел огонь, воду и медные трубы.
Бизнес как он есть
Я точно не жалею, что пошла в этот бизнес. Последние три года из моих 35 лет жизни были самыми яркими, эмоционально наполненными. Все идет через пробу, на свой страх и риск. Что-то получается в ноль. Например, наши мастер-классы, которые мы привозим в основном из Москвы, тщательно отбираем преподавателей по принципу высокой квалификаций. И люди, которые проходят это обучение, порой просто окупают гонорар преподавателя. Это точно не про заработок, это про историю, про возможность для тех, кто хочет повысить свою квалификацию, учиться в Минске, а не ездить за границу.
Профдеформация есть, но сейчас она трансформировалась в требовательность к себе. Мне не интересно уже просто путешествовать. Я стала реже ездить, но стала тщательнее выбирать место назначения. Не на две недели в Турцию, где «все включено», а пускай это будут три дня, дизайнерский отель, где я напитаю себя эстетически, пообщаюсь с интересными людьми, поскольку такие места собирают очень особенных людей.
Конечно, я понимаю, в какой стране я живу, и не могу требовать или критиковать то, чего быть не может в силу естественных причин. Например, доходы наших беларусов или возможности баров-ресторанов. Но там, где я знаю, что у людей есть деньги, но они просто не знают, как должно быть, вот там я буду всячески настаивать и рассказывать. Если те, у кого есть деньги, начнут их тратить, создавая хорошие рестораны, делать грамотный интерьер, они будут подавать правильный пример. Ну, кому как не бизнесменам и людям, у которых есть деньги, формировать вкус! Особенно это касается общественных мест.
Поэтому, когда люди делают офис, например, я стараюсь не то чтобы продавить, но объяснить, что «XXI век на дворе, давайте вырастем из того, в чем мы живем и работаем. И не надо рассказывать, что для вас это неважно. Скорее, вы об этом не думали или немножко жадничаете. Но вы же тратите на себя! Поэтому давайте-ка не только на автомобиль за сто тысяч евро, но и на хороший интерьер потратимся».
Когда в моей жизни начали происходить перемены, я сменила большой Range Rover на MINI Сooper. Самое интересное, что я не ездила по салонам и не тестировала бесконечное количество марок. Я почему-то точно знала, что мне надо поехать и посмотреть на MINI. У меня были какие-то важные критерии, например, чтобы машина была не совсем низкая и маленькая, а у них как раз появилась модель Paceman. Я подумала: класс, у меня никогда не было купе, и если я не куплю его сейчас, то не сделаю это никогда. Потому что, когда у меня появятся семья и дети, я не смогу себе этого позволить.
До того как я купила этот автомобиль, я не интересовалась историей MINI Cooper, его созданием. На самом деле весь отсыл идет к mid-century-дизайну, к тому, что мы теперь предлагаем в интерьерной тематике. Скандинавия и MINI — mid-century-дизайн.
Мое личное мнение, что новый MINI Countryman мягче и динамичнее, чем предыдущая версия. Вот мой Paceman — это база Countryman, но мне порой не хватает мягкости и комфорта. То есть она все-таки более спорт. Мне были непривычны какие-то моменты по организации приборов. Но в целом у меня было такое впечатление, что я давно на этой машине катаюсь.
Автомобиль мне подходит по философии, дизайну, концепции. Я не гоняюсь за какими-то новыми моделями. В Европе MINI, как правило, не всегда уходят на вторичный рынок, потому что это очень личная машина и личная история.
Материал подготовлен при поддержке
Благодарим
за помощь в организации