В марте этого года «Белгазпромбанк» выкупил здание, ранее принадлежавшее Минскому заводу Октябрьской Революции, чтобы создать здесь инкубатор культурных проектов и экономических инструментов под названием «Ок16». Конкурс архитектурных концепций реконструкции стартует осенью 2017-го, строительство планируется завершить осенью 2021-го. Но так как срок в четыре года представляется довольно долгим, уже сейчас в Ок16 заработала первая из творческих площадок — Модельный цех. The Village Беларусь сходил в новое креативное пространство и расспросил руководителя проекта, Георгия Заборского, о том, как здание по адресу Октябрьская, 16 повлияет на жизнь Минска.

Текст

Тамара Колос

Фотографии

Евгений Ерчак

Что такое Ок16?

Грубо говоря, это заводские цеха площадью в шесть с половиной тысяч квадратных метров, расположившиеся по адресу Октябрьская, 16. Они были приобретены в результате аукциона, когда корпус завода МЗОР, в том числе бывший ангар «ЦЭХа», продали «Белгазпромбанку» за три миллиона долларов. На прощание работники забрали с собой на память все, что могли, и даже попытались унести ворота в цех. К счастью, ворота удалось отстоять.

По словам председателя правления «Белгазпромбанка» Виктора Бабарико, организация давно искала помещения для своих проектов, пока в их поле зрения не попала Октябрьская. И спустя полтора-два года раздумий руководство решило приобрести историческое здание из красного кирпича.

Так как объект признан историко-культурной ценностью, его внешний облик не должен подвергаться никаким изменениям. А вот внутри можно расположить уникальную лабораторию для работы на стыке экономики, культуры и театра.

В новом пространстве должна появиться арт-галерея, театральное пространство, площадка для творчества, проекты в области финансовых технологий, бизнес-акселераторы, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, представительства краундфандинговых компаний и многое другое, призванное создать Минск будущего уже сегодня.


Cидя в обычном офисном небоскребе, довольно сложно разрабатывать инструменты, которые будут работать в городской среде с молодежью

— «Белгазпромбанк» постоянно разрабатывает новые инструменты банкинга, например, сейчас занимается краундфандинговыми инструментами. Но для того, чтобы разрабатывать инструменты будущего в нашей прекрасной Беларуси, надо иметь это самое будущее вокруг себя, — поясняет руководитель Ок16 Георгий Заборский. — И, сидя в обычном офисном небоскребе, довольно сложно разрабатывать инструменты, которые будут работать в городской среде с молодежью и тем, кто станет следующим клиентом. Поэтому «Белгазпромбанк» создает такую модель Минска-2025 для себя. А из чего состоит город? Из культуры, бизнеса, конференций, образования. И здесь, на этих шести тысячах квадратов, должно появиться все. Это не только культура, но и технологии, и бизнес, и большой инкубатор проектов обо всем.

Сейчас запускается конкурс архитектурных концепций реконструкции. Победители смогут изменить пространство согласно своему проекту, поэтому даже руководитель Ок16 пока не может ответить, что ждет здание спустя пару лет. Но рассказал что сделано уже сегодня.

Что такое «Модельный цех»?

Архитектор Георгий Заборский известен тем, что работал минимум с четырьмя похожими на Ок16 проектами: лофтами Московского электролампового завода, культурным кластером в тевтонском замке, проектами EPAM и ГК «Росатом». Сейчас он описывает себя как человека, который управляет процессом реконструкции, самим пространством и архитектурным конкурсом.

— Мы настроены на то, чтобы первую скрипку играли все же зарубежные архитекторы, которые уже делали подобные объекты. Причина проста — ранее в Беларуси таких проектов не было. Но мы будем выстраивать систему таким образом, чтобы беларусы могли открыто сотрудничать с зарубежными компаниями, и любой зарубежной компании вменяется в обязанность найти себе беларуского партнера. Поэтому у наших архитекторов все равно будет возможность поучаствовать, — поясняет Георгий.

Первой точкой в будущей лаборатории стал «Модельный цех». В прошлом здесь делали модели для деталей станков, которые вначале вырезали из дерева, а потом отливали из металла.

Ремонт занял примерно месяц. Здесь все сохранилось почти в таком же виде, какой был десятки лет назад. «Цех» начинается с двустворчатых дверей из бронированного стекла, укрепленных на аутентичных рамах. Далее идет коридор — бывшая «сушилка» для дерева. Стены выполнены из металла, что сделано в целях безопасности: так как дерево нагревалось при большой температуре, даже малейший приток кислорода мог спровоцировать пожар.

Большая проблема наших галерейных пространств заключается в том, что по большей части в них нельзя ставить масштабные инсталляции

Когда Георгий Заборский впервые пришел в это помещение, здесь царила типичная заводская обстановка: протекающий потолок, стены, выкрашенные в сорок слоев ужасной серо-голубо-зеленой краски, копоть. Но, по его словам, дизайнеры выступили «в роли хирургов, которые аккуратно провели операцию». Краска была снята, а стены выкрашены в черный и белый, чтобы создать универсальный фон для театральных представлений (в зависимости от ситуации зрительские места будут развернуты в стороны белого или черного). Восстановили пол, для чего специально разыскали точно такие же бетонные плиты, какие были в моде 50 лет назад. С потолка была снята штукатурка и обновлен уникальный деревянный настил. Отреставрированы светильники 60-х годов, сохранены кран-балки, на которых теперь крепится проектор и в будущем будут установлены подвижные источники света и различные инсталляции.

— Большая проблема наших галерейных пространств заключается в том, что по большей части в них нельзя ставить масштабные инсталляции по примеру работ замечательного скульптора Аниша Капура. У нас же есть кран-балка и большие ворота, и потому мы готовы к выставлению больших скульптур, — отмечает руководитель проекта.


Минчане, которые в жизни на заводе не работали, очень тревожатся о том, что какие-то банкиры и хипстеры скупили заводские здания и построили там культурный проект

Были предпринятые огромные усилия, чтобы сохранить промышленную историю завода. Так, за металлической обшивкой в коридоре находится аудиоинсталляция с оригинальными звуками завода: гулом станков, ударами по металлу и голосами рабочих.

— Это все «живые» звуки, вот так здесь работали на самом деле, 16 часов, по три смены. Здесь постоянно будут создаваться арт-объекты, связанные с историей завода, потому что она очень интересна. Все-таки, здесь трудилось несколько поколений минчан, это история города. Хочется подать ее через современное искусство, — поясняет Георгий. — Интересно, что сами рабочие очень открыты для проектов такого рода. У них нет жесткого неприятия в стиле: «Пришли эти хипстеры и все скупили». Более того, я наблюдаю интересную вещь: минчане, которые в жизни на заводе не работали, очень тревожатся о том, что какие-то банкиры и хипстеры скупили заводские здания и построили там культурный проект. А сами рабочие с завода относятся к этому прекрасно и говорят, что здорово, когда времена меняются, а цеха сохраняются: «А вы мой верстак сохраните?». Заводские рабочие относятся к этому дружелюбнее, чем те, кто хочет поспорить в интернете.

Бывшие комнаты для персонала рядом с «Модельным цехом» превратились в гримерки. Пока что изменения там минимальны, так как у разных актеров из разных школ отличаются требования. Если драматическим актерам нужны зеркало и столик с гримом, чтобы поработать с лицом, то танцорам важнее быстро переодеться и принять душ после выступления.

— Мы изначально оставляли гримерки пустыми, а потом приходил человек и объяснял, что нужно сделать. Потому что мы живем в эпоху краудсорсинга, и нам гораздо интереснее собрать мнения людей и отреагировать на них, чем выступить «экспертами» и налажать, — объясняет Георгий.


Сейчас в Беларуси есть дефицит гладкого, чистенького, как будто только что купленного. Но я по своей работе в Москве понимаю, что это чувство быстро проходит

Заводское наследие сохранилось даже в санузлах — здесь специально была оставлена аутентичная раковина вдоль стены, только в новой облицовке. Вскоре здесь появятся поручни для людей с инвалидностью. С их установкой и в целом организацией безбарьерной среды консультирует известный активист Саша Авдевич, который сам передвигается в коляске.

Комментируя брутальный заводской стиль, в котором выдержан «Модельный цех», архитектор поясняет:

— Понятно, что сейчас в Беларуси есть дефицит гладкого, чистенького, как будто только что купленного. Но я по своей работе в Москве понимаю, что это чувство быстро проходит. И уже через три года у нас будет ностальгия по чему-то настоящему, историческому и «как было». Для нас важно, чтобы и через годы люди могли все это увидеть и потрогать, когда почувствуют усталость от «новенького».


Какой смысл сейчас потратить деньги на золотые унитазы, а потом понять, что людям не нравится картинка на плохом проекторе?

Рядом с «Модельным цехом» расположен еще один, пока не отремонтированный. Архитекторы берутся за него со следующей недели. Когда закончат, помещения можно будет соединить и делать мероприятия сразу в двух залах сразу. «Модельный цех» должен стать моделью, прототипом, глядя на развитие которого, архитекторы и дизайнеры начинают понимать, что на самом деле важно людям.

— Если делать «как надо», то, по моему опыту, всегда промахиваешься. Потому что ты думаешь, что людям, например, важнее всего тепло, а им важнее чистый туалет. И чтобы понять, что в приоритете, проще начать работу и постоянно доделывать какие-то вещи, — рассказывает руководитель проекта. — Конечно, банк полностью поддерживает Ок16, но надо понимать, что это структура, ответственная перед вкладчиками и акционерами. И в этом плане он поддерживает Октябрьскую, 16 ровно настолько, насколько нужно. Но какой смысл сейчас потратить деньги на золотые унитазы, а потом понять, что людям не нравится картинка на плохом проекторе? Поэтому каждый, кто приходит к нам на мероприятие, дает некий фидбэк — что надо добавить, чтобы стало комфортно. И фактически всегда мы за этим фидбэком следуем. Например, поставщики акустической системы убедили нас, что мы можем обойтись без мониторов. Но оказалось, что не обойдемся, поэтому следующее, что здесь появляется — это мониторы и аудио-прострелы. Также мы сейчас понимаем, что нам нужен мобильный пункт звукорежиссера. У нас уже есть хороший звуковой пульт на 24 входа, но он привязан к месту. А нужен второй, чтобы звук можно было зарулить из любой точки.

Что здесь будет проходить?

В будущем в Ок16 разместятся проекты двух типов. Первые станут относиться больше к сфере культуры, вторые — к сфере финансов, в частности, инкубаторы, направленные на финансовые технологии, и все что с ними связано. Георгий поясняет, что это не случайно:

— Здесь мы видим очень сильное взаимодействие. Финансовые технологии формируются культурой. Краудфандинг стартует сначала на фандинге софта, затем культуры, а потом выплескивается в жизнь, и оказывается, что закраундфандить можно и коттедж. И точно так же любой проект, который будет запускаться в последующем, станет стартовать в IT и культуре, а потом входить в жизнь обычных людей.

Таким образом, в бывших заводских цехах к 2021 году разместятся галерея, два театральных зала, конференц-зал, финтех инкубатор, хостел для творческих людей и, разумеется, множественные кофейни-рестораны. Так, в соседнем с «Модельным цехом» помещении должно появиться несетевое кафе, которое сможет принимать небольшие группы гостей, а по вечерам разрастаться чтобы обслужить всех гостей мероприятия. К Новому году откроется ресторан.

Пока же в Ок16 заработала площадка для спектаклей, мастер-классов, лекций, концертов, вечеринок и танцевальных событий, для которых, кстати, был приобретен специальный танцевальный линолеум, используемый на лучших сценах мира.

Первыми гостями зала стал образовательный проект «Школа ТЕАРТа» — постоянный партнер «Белгазпромбанка». Уже 24 сентября здесь стартовал круглый стол, приуроченный к открытию, за которым последовали лекции, мастер-классы, дискуссии и танцевальные мастер-классы. Ближайшими мероприятиями для «Модельного цеха» станут техно-фестиваль «Мечта» (30 сентября) и фотобаттл «Фотореспублика» (1 октября). Также Георгий обещает концерты камерной музыки, которые приобретут особое звучание в силу сочетания промышленного цеха и продуманной акустики.

Что будет во внутреннем дворике?

Внутренняя территория Ок16 простирается от проходящей рядом железной дороги и далеко вдоль Октябрьской. Пока здесь только бетон и старые трубы, но в будущем появится открытая концертная площадка, которая будет построена поверх металлических направляющих из рельс, лаунж-зона с сиденьями и навесом, и разбит сад. Прямо поверх бетона поставят кадки и ящики с растениями. А ближе к ограде появится собственная парковка, так как машиномест на Октябрьской часто не хватает.

Пока что вход на внутреннюю территорию закрыт. Чтобы попасть внутрь, нужно найти калитку в самом конце улицы, подойти и набрать телефон дежурного охранника. А лучше — согласовать визит с самим Георгием. Пока во дворах идет ремонт, находиться в них довольно опасно для постороннего человека. Но как только будут убраны старые трубы, укреплены аутентичные рельсы и направляющие, а пылеуловитель-циклон преобразован в арт-объект, двери распахнутся для всех желающих.

— Поскольку команда, которая работает на Ок16, приобретает уникальный для республики опыт, мы планируем использовать его и в дальнейшем. Если кому-либо понадобится реконструировать завод, мы сможем оказать и системные, и управляющие, и консалтинговые услуги, чтобы помочь. Реконструкция завода — это уникальная сфера, где переплетается все: бизнес, культура, дизайн, управление недвижимостью и инженерные вопросы, — обещает руководитель проекта.

О ближайших мероприятиях Ок16 можно прочесть в Facebook.