За 400 лет существования презервативов их форма практически не изменилась, чего нельзя сказать об упаковке. В последние годы дизайнеры соревнуются между собой, у кого коробка с контрацептивами получится ярче и привлекательнее.

Недавно The Village Беларусь писал, что дизайн упаковки для первых беларуских презервативов от агентства Fabula Branding получил престижную международную награду — бронзу на фестивале упаковки Pentaward. Мы связались с дизайнером проекта Кристиной Молочко и узнали, как создается дизайн упаковки презервативов и на какие работы стоит равняться.

«Хороший дизайн не про создание картинки ради картинки»

— Кристина, расскажи, чем разработка дизайна упаковки для презервативов отличается от дизайна для другого товара — допустим, печенья?

— Тем же, чем отличается дизайн упаковки туалетной воды от дизайна упаковки туалетной бумаги. А именно — всем. Другая категория, другие мотивы покупки товара, иные свойства, традиции потребления и особенные стереотипы.

Хотя, по сути, стадии разработки дизайна упаковки для презервативов те же, что и для печенья. Сначала обсуждается бриф, изучаются лучшие работы и идет поиск идеи. Что в упаковке может зацепить потребителя? Что поможет ему сделать выбор в пользу новой торговой марки, а не проверенных конкурентных продуктов?

Кстати, в случае с Indigo (бренд первых беларуских презервативов) мы с коллегами отлично понимали, насколько сильные у продукта конкуренты и как важно сделать его заметным. Потому мы сходили в магазин и купили несколько пачек презервативов разных производителей, чтобы видеть, как будущий продукт будет смотреться рядом с другими брендами на полке в магазине.

По-настоящему премиальной для созданного бренда стала работа над серией Indigo Lux. В случае с INDIGO Classic хотелось поддержать высокое качество продукта — в этом помог минимализм и крупная типографика.

— Это было твое первое задание подобного рода?

— За время работы в компании мне удалось принять участие в около ста различных проектах, но вот дизайн упаковки презервативов ранее делать не приходилось.

Думаю, не столько важен опыт работ в категории, сколько опыт работы с комплексными задачами и профессиональный подход вовлеченных в конкретную задачу специалистов в области брендинга, ведь каждый проект — это результат работы целой команды: проект-менеджеров, дизайнеров, копирайтеров и других

— Какие решения ни в коем случае не следует принимать — например, дурацкие каламбуры или картинки на грани фола?

— Хорошие агентства и дизайнеры всегда ориентируются на бизнес-задачи клиента. Если дизайн упаковки потребует юмора, иллюстраций в стиле комикса, то именно такое решение через несколько месяцев появится на полках и точно будет эффективным.

Любую идею можно обыграть так, что она будет радовать глаз и выполнять нужные функции. Например, мне очень нравится упаковка Naughty Bags. Ее дизайн был разработан для подростков на основе анализа их предпочтений, отзывов о существующих торговых марках и их позиционировании. В основе — смешные иллюстрации, и посмотрите, насколько они стильные!

 Справка

Нечто похожее создал художник Митя Писляк для Ëska — презервативов из Беларуси.

Вообще моя профессия обязывает изучать то, что происходит в мире, каждый день. Нужно понимать тренды и стараться угадать, задержатся они в сознании людей или это однодневка. Заглядывать в будущее стоит, потому что работа над проектом обычно идет долго. Заказчик не всегда торопится с запуском, и от сдачи макета до появления продукта в магазинах может пройти больше полугода. Если приплюсовать к этому несколько месяцев работы студии над проектом, получается, что с момента получения брифа до выведения на полки может пройти год.

Я слежу за новинками в области дизайна упаковки не только для работы, но и потому, что некоторые проекты меня мотивируют и вдохновляют. Из относительно недавних мне нравится работа Максима Арбузова, в которой он через решение для упаковки передал текстуру презервативов. Это очень простая и интересная идея, минималистичная, с нетипичной для категории цветовой палитрой. Всегда мечтала поработать над дизайном упаковки, материалы которой способны передать потребителю не только визуальную, но и тактильную информацию о продукте.

«От «младенцев находят в капусте» до «не занимайтесь сексом, а то умрете!»

— Что ты думаешь о дизайне дешевых презервативов: все эти «Гусарские» и прочие, где изображены томные женщины в подвязках для чулок?

— Показывать на упаковке томную женщину в чулках — это как минимум несовременно. Кроме того, такой дизайн упаковки презервативов всегда ассоциируется с низким качеством — а, согласитесь, для этой категории продуктов качество очень актуально.

Конкретно «Гусарские» — это уже притча во языцех. Возможно, если бы какой-нибудь сильный бренд выпустил линейку со стилизацией дизайна упаковки под «Гусарские», она имела бы успех.

— Что думаешь о теме секса в беларуском обществе —это табу или сейчас уже не Советское время?

— В беларуском обществе до сих пор стесняются обсуждать эту тему. Формирование табу начинается в голове человека с детства. Мне кажется, каждая семья в глубине души надеется, что ребенку объяснят в школе, откуда берутся дети. А школа рассчитывает на каких-нибудь приглашенных специалистов из поликлиник, которые в свою очередь сухо преподносят техническую часть, ожидая, что основное ребятам расскажут родители. На этом круг замыкается.

Я лично не читала книги по половому воспитанию и соответствующие разделы «Энциклопедий» для девочек и мальчиков. Но знакомые рассказывали, что в сухом остатке их содержание варьировалось от «младенцев находят в капусте» чуть ли не до «не занимайтесь сексом, а то умрете!».

В итоге эта тема обрастает стереотипами. Ты еще толком не знаешь себя и свое тело, а общество уже говорит тебе, во сколько лет нормально начинать половую жизнь, во сколько нет, учит сомнительной технике. Если человек с возрастом не абстрагируется от стереотипов, то, конечно, он будет чувствовать себя неполноценным и включать различные психзащиты.

Все это не значит, что нам всем стоит выставлять напоказ свою интимную жизнь. Думаю, нужно учиться понимать и принимать себя, своего близкого человека, обсуждать деликатные моменты без стеснения, когда это нужно.


Текст: Тамара Колос

Обложка: Charles Deluvio