Минские промзоны потихоньку перестают быть угрюмым нагромождением коробок. Где-то действующий завод одевают в «нарядную» плиточку, а где-то на месте производства появляется новое креативное пространство, а где-то завод выселяют и строят на его месте жилье. The Village Беларусь посмотрел, что становится со старыми промзонами в центре города, где вместо станков заработали кофемашины и кухонные плиты.

Борьба за промзоны идет не один десяток лет и вряд ли когда-нибудь закончится. Одни требуют закрыть заводы и выселить их за город, чтобы на их месте разбить парки, открыть магазины, музеи, кафе и культурные пространства. Другие утверждают, что все заводы вынести невозможно, ведь тогда десяткам тысяч горожан придется тратить на дорогу до места работы много лишних часов.

Тем не менее, план по выносу промпредприятий за городскую черту действительно есть, хотя затрагивает, конечно, далеко не все заводы. И на месте некоторых уже появились знаковые места. Рассказываем!


Октябрьская

Самый известный пример — это улица Октябрьская. Заводы отсюда целиком не отселили, но в свободных корпусах открылось немало заведений. Начиналось все с «Хулигана», потом пошли-поехали Enzo, Lavka, бар «Ў» и куча других заведений, причем тут появились не только бары-кофейни, но еще и креативные пространства, и даже гостиница с бизнес-центром (но это уже в новодельном здании).

Что хорошо:

Хорошо, что затухающей улице почти в центре города дали новую жизнь. Здесь, конечно и так было людно: общежития БГУ и работающие заводы. Но люди эти, в основном, мигрировали по классическому маятнику дом – работа/учеба и практически не задерживались на самой улице. Теперь же там появился смысл, зачем ходить по самой улице и чем себя занять. Появились самые разные заведения: хочешь — бар, хочешь — кофейня, хочешь — гастропаб, хочешь — веганское кафе, хочешь — что хочешь. Теперь редко какой путеводитель по Минску умалчивает про барную вечерне-ночную жизнь на Октябрьской. Причем когда ночная жизнь стала слишком уж буйной (мангалы, кальяны, громкая музыка из припаркованных машин), то рестораторы вместе с городскими властями смогли решить проблему.

Что плохо:

Плохо то, что здания, где разместились десятки новых модных заведений, остались в собственности заводов. Заводы сдают их в аренду — и, значит, могут в любой момент расторгнуть договор, или просто отключить электричество, или заставить все свернуть/отменить/закрыть просто без объявления причин, что уже не раз и случалось. Например, в январе этого года культурный хаб Оk16 (арт-директором которого была глава избирательного штаба Виктора Бабарико - Мария Колесникова) остановил работу и начал выселять арендаторов, потому что МЧС вдруг стал выдавать предписания о приостановлении мероприятий. Спектакль Современного художественного театра остановили вообще за полчаса до его начала.

Впрочем, это проблема не только Октябрьской. В других местах города тоже креативные арендаторы занимают корпуса заводов и вынуждены принимать их условия.

Плохо то, что городские власти иногда стараются примазаться к славе улицы и урвать себе немножечко славы и доходов. Слава, впрочем, получается некрасивая. Например, летом 2019–го, на время Европейских игр, Октябрьскую перекрыли для движения и организовали официальную ярмарку. Так появились палатки от камвольного комбината, трикотажной фабрики «Алеся», районных пищеторгов и так далее. Выглядело все максимально чужеродно и не к месту. На что организаторы этого ярмарочного балагана ответили, что «мы знаем, как сделать красиво», а если и получилось не очень — так это лишь потому, что «предприятия не были готовы так быстро закупить красивые палатки». Все дело только в дизайне палаток.

Октябрьская вообще сильно изменилась за последний год. В конце прошлого октября закрылась галерея современного искусства «Ў». Закрытие проекта связано со сменой партнеров: из числа акционеров юридических лиц выходят Валентина Киселева, Анна Чистосердова, Александр Василевич и Надя Зеленкова. Сам Василевич находился в СИЗО: спустя месяц после первого задержания, 27 августа, ему предъявили новое обвинение. В тот день в офис его компании Vondel/Hepta пришел с обыском Департамент финансовых расследований Госконтроля. После этого обыск также прошел дома у Александра Василевича; в офисе диджитал-агентства Red Graphic, которым владеет жена Василевича Надя Зеленкова, в квартире директора KYKY Саши Романовой, в галерее «Ў», в квартире галериста Валентины Киселевой. Новый состав партнеров будет развивать пространство на Октябрьской, 19 под брендом «Вершы». Под этим именем будет работать и бар, и культурное пространство.

Кроме того, закрылись заведения известного ресторатора Влада Луневича: ресторан Simple, кафе ENZO, Let it be, ДЭПО и Лаўка и Underdog.

В этом году на Октябрьской снова, как и в прежние годы, провели фестиваль граффити Vulica Brasil, но только в усеченном формате: ничего нового на стенах не нарисовали.


Кальварийская

Много лет здесь, зажатый между железной дорогой молодечненского направления, улицей Кальварийской, улицей Короля и тупиковой улицей Николая Дрозда (до 2005–го — Обувной переулок) в малоэтажных корпусах размещалась мебельная фабрика «Минскдрев». А точнее, его филиал №3 — ул. Кальварийская, 21. Здесь выпускали двери для социального жилья — тысяч квартир в домах от МАПИДа.

Еще в 2008 году городские власти решили: мебельную фабрику к 2012 году выселят из городской черты в промзону «Шабаны». И первым делом возьмутся как раз за филиал №3: подготовительные работы наметили на 2009–й. Как обычно, скоро сказка сказывается, но все же производство из старых кирпичных цехов вынесли, и с 2012 они стояли пустующими. Сначала хотели построить новый автовокзал — под названием автостанция «Западная», но потом здание выкупил крупный девелопер и приступил к ремонту помещений. Квартал получил название «К21».

Компания «Ресторанная индустрия» решила открыть тут модную ярмарку в европейском стиле с фудкортом и развлечениями под названием ArtArena. Первое заведение появилось в конце ноября 2019–го: паб «Острые козырьки». В конце декабря ярмарочная ArtArena стала, наконец, вырисовываться. Организаторы маркета заявили, что тщательно отбирали претендентов на торговые площади (например, ни одной шаурмичной не пропустили).

Летом 2020–го на месте ArtArena открылся большой (3,5 тысячи квадратных метров) фудкорт DBOP (читается «двор»). Деревянные домики-киоски с «агрогородочной» бордовой металлочерепицей и большой шатер, где можно попробовать кухню народов мира. А еще всякие деревянные гамаки-качели и частые концерты под открытым небом.

Что хорошо:

То, что «Белреконструкция» не просто сделала в здании ремонт и сдала лофты арендаторам, но и продолжает благоустраивать территорию. Поскольку всему кварталу решили придать вид краснокирпичного замка (кирпичи просто покрасили, изначально они были бело-желтыми), то затеяли строительство двух башен. Так, год назад построили башню с часами — ее переоборудовали из старой лифтовой шахты. Высота башни — 18 метров, диаметр часов — 1,5 метра, а купол украшает флюгер-петух ручной работы. Причем башню построили из оригинального послевоенного кирпича. А из старой шахты для сбора золы из котельной сделали вторую башню.

Что плохо:

Посетителей, по отзывам, не оставляло чувство того, что их где-то немного обманывают. Обещали специально спроектированный шатер — но на деле оказался обычный шатер-полушар, в каком продают пиво на любом массовом мероприятии в Беларуси. Тут и там зонтики и холодильники с логотипами компаний — в общем, типичная площадка у Дворца спорта, если бы не непривычная для страны ярмарочная карусель да антураж в виде покрашенных в бордовый цвет изначально светлых кирпичей. На зиму обещали залить каток – и действительно залили, но без проката коньков.

Фото: @d_dmitrukk

Летом организаторы заявили: «С 24 июня начинаем работы по модернизации площадки». Вроде полностью и не закрылись, но посетители жаловались: «Работают 2-3 палатки, экрана нет, даже колонок с фоновой музыкой нет, поесть нечего, даже качели и те убраны». Раз в пару недель в инстаграм-аккаунте спрашивали, когда площадка снова заработает в полном объеме, организаторы отвечали, что через пару недель, а потом и отвечать перестали.

Фото: @fedor_rim

Куйбышева

«Горизонт» — некогда один из крупнейших в СССР производителей телевизоров, - вот и заводских территорий у него в Минске образовалось немало. В том числе в самом центре, на улицах Куйбышева и Варвашени (сейчас — проспект Машерова). Но работы и рабочих становилось все меньше, а заводские корпуса все так же нужно было содержать. Поэтому их, как и многие другие промышленные территории, отдали в аренду. В корпусе по четной стороне улицы прописались разные фирмы-студии-магазины, а во дворике на нечетной стороне улицы в 2018 году появилась новая площадка с уличной едой «Песочница», ее запустили вдохновители гастрономических фестивалей «Гастрофест». Такой дворик, в котором стоят фудтраки с едой по одной цене, — тогда для Минска это было еще в новинку. Да еще и с кинотеатром. Правда, работал только в летнее время; в этом году «Песочница» открылась 14 мая и проработала до середины сентября.

Там же заработал фудкорт «Гастродвор» — почти то же самое, что и «Песочница», только уже не под открытым небом, а под крышей, в самих заводских корпусах, куда заехали пять известных в городе заведений. Арендаторы называли это все «интеллектуальной копией Зыбицкой».

Что хорошо:

Хорошо было то, что тут было много всего сразу. Еда и развлечения на любой вкус — приходи да выбирай. Помимо еды, здесь были и мероприятия: музыкальные концерты, стендаперы и так далее. Место с максимальным инстаграмным потенциалом засветилось во всех без исключения фотоотчетах тусовщиках.

Фото: @sus2.s

Что плохо:

Непонятной особенностью «Песочницы» (да и «Гастродвора») было то, что они находились почти в центре города — но объяснить на словах, как пройти пешком от ближайшей станции метро, было непросто. Конечно, это минус не самих заведений, а завода, который там построили. И еще — отсутствие поблизости нормальной парковки, из-за чего посетители забивали машинами дворики Осмоловки и другие прилегающие улицы.

Фото: @inn.zh

Раковская

Многие годы на этом месте (ул. Раковская, 25) был хлебозавод №1. Хлебозавод закрылся, но магазин свежей выпечки остался работать на прежнем месте: сюда свозили продукцию из других хлебозаводов города. В 2016 году тут собрались построить туристический комплекс с национальным колоритом и своеобразием и основным упором на хлебно-кондитерское тематическое наполнение. Собирались построить детский образовательный комплекс, музей хлеба, кафе, ресторан, кинотеатр, выставочный зал и SPA-центр; квартал запроектировали пешеходным, а в центре предусмотрели фестивальную площадь с подиумом и торговыми рядами. Планов было множество, и уже в начале сентября экскаваторы начали разрушать старые здания. К тому моменту на двух- и шестиэтажный корпуса уже нашлись арендаторы и инвесторы.

В 2020 году снесли несколько старых и возвели новое здание, стилизованное под старинное: трехэтажка со сквозным проходом почти на углу с улицей Освобождения. Старым корпусам надстроили мансардные этажи, появились двери со стеклами «в пол» и козырьки-маркизы. Появилось много приятного глазу красного кирпича и ровной плитки вместо разбитого асфальта.

Фото: @vershy.25

С опозданием почти на два года, в конце февраля, часть нового квартала открыли. Ну, как открыли: объявили, что открыли, вон и арендатор уже появился (языковая школа Streamline). Спустя пару месяцев появилась кофейня-пекарня LЁN, а пироговая Stolle осталась на своем месте.

Что хорошо:

Похоже, пока что хороша только сама идея масштабного замысла, но до его окончательного воплощения в реальность пройдет еще немало времени. Кто хотел сделать красивое селфи на фоне красных кирпичей — давно сделал и ушел. В остальном место пока что довольно безжизненное. На свежих летних снимках видно, что территория все еще представляет собой большую стройплощадку с подъемными кранами и строительными лесами.

Что плохо:

Плохого, пожалуй, можно насчитать побольше, чем хорошего. Во-первых, сразу же, в феврале, оказалось, что у некоторых зданий уже отваливается штукатурка. Да-да, будущий модный квартал-дворик только-только открыли — а на стенах уже зияли некрасивые дыры. У «Минской спадчины», которая занималась реновацией квартала, нашлось оправдание. Мол, причиной отслоения краски и штукатурки стали:

«Повышенная влажность стен на некоторых его участках вследствие их замокания из-за многочисленных дефектов кровли и водосточной системы в период до начала реконструкции здания. Ввиду повышенной влажности наружной штукатурки стен отделочные работы по фасадам не выполнялись».

Иными словами: мы не виноваты, влажность виновата. Генподрядчик «Стройтрест №7» взялся исправлять все строительные косяки.

Что до «Минской спадчины», то она бы изменила себе, если бы не натыкала тут и там знаменитых столбиков. Хорошо хоть, что цепей не понавешали. А еще на территории внутреннего двора нет ни одного деревца, вот совсем. Только одна небольшая клумба с газоном, плитка и канализационные люки. Даже стеклопакеты не стали делать деревянными, а поставили пластиковые, за что реставраторам тоже досталось порция возмущения. Раз уж вы делаете «под старину» — то неужто нельзя было тщательнее? А уж про крыши даже и не вспоминают: опытные минчане знают, что если «Минская спадчина» — то сплошная жесть, никакой черепицы.


Кульман

Территорию бывшего завода имени Орджоникидзе, некогда славившегося своими суперкомпьютерами «Минск», уже несколько лет осваивают сразу несколько застройщиков: «Тапас», «Магнат Трейд», «Сетко интернейшнл». Здесь построят целый новый городок в границах промзоны: будут и новые офисы, и паркинг, и экорынок. Первым пока решили сделать гастродворик, этакий аналог «Песочницы» в стенах «Горизонта»: в начале лета открылась новая фуд-площадка Lidbeer Dvor. Как видно из названия, в создании дворика поучаствовали также известный пивзавод и сеть его баров.

На площади в 4 тысячи квадратных метра разместили 19 стационарных домиков и 10 фуд-траков. Заявок поступило около 70 — так что пришлось постараться, чтобы отобрать «шорт-лист». Домики расположены в два ряда, в их конце — сцена. Мест за столиками хватит на триста человек, а всего площадка может вместить около четырех тысяч гостей.

Помимо еды, будет и культурная программа: летом шла трансляция Чемпионата Европы по футболу, обещали джазовая музыка, по выходным — классическая музыка от струнных квартетов из филармонии. Создатели площадки обещают поддерживать ее круглогодично и на зиму уже присмотрели место для катка.

Что хорошо:

Пожалуй, главный плюс площадки — тот, что расположена она ну в самом центре города. Площадь Якуба Коласа и так всегда людное место, и сделать буквально два шага в сторону для многих не составит труда. Здесь крупный транспортный узел: ходят все виды городского общественного транспорта Минска, можно засидеться допоздна и даже после изрядных возливаний дойти до станции метро за три минуты и успеть на последний состав.

А еще здесь устроили кинотеатр под открытым небом и крутят ленты прошлых лет: сеансы в 15, 17, 19 и 21 час.

Что плохо:

Посетители жалуются, что точки с едой здесь стоят ну очень плотно, «натыканы» буквально одна на одну, и очереди нависают у посетителей над головами, да еще и бордюры мешают. То ли от коммунальщиков-зелентроевцев, то ли от собственных работников посетителям остались деревья, подвергшиеся «турбокронированию» — обрезанию всех веток, так, что остались только уродливые стволы почти без зелени. Это только на рендерах там пышные деревья, но на деле даже в разгар лета были печальные «палки» (фото с этими «палками» висит на главной странице сайта дворика). Наконец, посетителей не устраивают завышенные, по их мнению, цены в меню. Если летом это еще можно принять и простить (хотя навесов над столиками нет, и в сильную жару либо дождь удовольствие от еды сильно падает), то осенью сидеть на холоде и есть дорогие блюда им не нравится вовсе.


Госпрограмму по выносу из Минска производственных объектов приняли еще в 2010 году и два года спустя дополнили некоторыми изменениями. В первую очередь (до 2015 года) собирались передвинуть 12 предприятий, во вторую (до 2020–го) — еще 6 заводов. Из них 8 должны были выселить за город, 4 — присоединить к другим предприятиям внутри Минска, но подальше от центра, оставшиеся 6 — не придумали, куда именно.

В 2018–м власти признали, что программа провалена.

К декабрю 2018–го, когда Лукашенко устроил очередной разнос по поводу провала программы, полностью или частично вынесли лишь несколько заводов: типографию Управления делами президента (с проспекта Дзержинского), минское РПУ Минскоблгаза (с Гурского), птицефабрику имени Крупской (это она «сидела» на священных пахотных землях в районе Нововиленской), аэропорт Минск–1 и Минский авиаремонтный завод, предприятие «Сукно» (с улицы Клары Цеткин). Позже к этому списку добавилась «Минскмебель» и «МинскПроектМебель» (которые частично освободили корпуса на Веры Хоружей и Кальварийской).

А вот если бы госпрограмма 2010 года и лукашенковские нагоняи 2018–2019 годов выполнили в полном объеме, то центр Минска освободился бы еще и от таких предприятий: станкостроительный завод имени Кирова (с улицы Красноармейской); Минский завод октябрьской революции, дрожжевой комбинат и ликеро-водочный завод «Минск Кристалл» (все три — с Октябрьской), «Будтэх» (с Долгобродской), «Белорусские обои» (с Обойной), «Опытно-экспериментальный завод технологического оборудования» (с проспекта Машерова), галантерейная фабрика «Галантэя» (с Клары Цеткин), «Минский экспериментально-фурнитурный завод» (со Старовиленской), обувная фабрика «Луч» (корпуса на Короля и Тимирязева).

Помогите нам выполнять нашу работу — говорить правду.

Поддержите нас на Patreon

и получите крутой мерч

Обсудите этот текст на Facebook

Подпишитесь на наши Instagram и Telegram!

Обложка: @ssankovskaya