Гід The Village«Некрасивое…»: Почему таблички с названиями улиц и домов в Минске такие страшные
«Бардак возникает из-за тендеров»
Недавно мы заметили, что адресные таблички в комплексе Минск-Мир в темное время дня совсем нечитаемы: маленькие белые буквы на сером фоне, да еще название улицы в несколько строк: на русском, беларуском и латинице. Все сливается в одну сплошную темную кашу. С другой стороны, днем они выглядят ненамного краше. А есть ли нормальные варианты и как вообще правильно? The Village Беларусь прошелся по улицам днем и ночью.
Как было раньше
Давайте сразу вспомним, какие таблички были в Минске раньше. Еще кое-где в городе можно увидеть старые-старые советские эмалированные адресные таблички: белые буквы на темно-синем фоне или черные буквы в рамочке на белом фоне. А еще раньше вешали круглые таблички с вмонтированным фонарем. И если первые два типа можно встретить в Минске запросто, то круглых осталось исчезающе мало.
В то же время у машин скорой помощи и милиции были специальные фары рядом с лобовым стеклом, они назывались фары-искатели. Их можно было вращать прямо из салона, и предназначались они в том числе, чтобы высветить адресную табличку и номер на стене дома. Естественно, таблички при этом должны быть такими, чтобы хорошо считываться на расстоянии, в темноте, в плохую погоду. Именно поэтому постепенно и пришли от темных табличек к светлым.
В девяностых годах на улицах появились новые таблички: широкие молочно-белого цвета, с большими буквами темно-голубого цвета. Они и сейчас еще много где встречаются в городе. Известный российский дизайнер, автор книг по пользовательским интерфейсам и транспортной навигации Илья Бирман называет их красивыми.
Какие таблички ставят сейчас
А осенью 1999 года в Минске появились новые элементы уличной навигации: у тротуаров стали ставить указатели на несколько домов, к которым можно подойти, если следовать по стрелке. Например, «Вул. П.Панчанкі, №12, 14, 16, 18, 20, 22, 24». А на стенах домов, на значительной высоте (примерно третьего-пятого этажа) краской стали выводить номер дома высотой в целый этаж. Ночью от этой аршинной цифры толку мало, но днем она видна издалека, ее не заслоняют деревья. С тех пор по всему городу на панельках и блочных домах прописались такие номера, а указатели стали ставить во всех спальных микрорайонах.
Уже в новом тысячелетии на улицах появились таблички (кстати, официально они называются аншлаги) нескольких разных вариаций.
Вариация первая: прямоугольная с полукруглым «наростом» сверху, в котором прописан номер дома. Цвета чаще всего ярко-красные, бывают синие.
Вариация вторая: квадратная, размером полметра на полметра, тоже с небольшим полукруглым «наростом», но в него прописали лишь слово «вуліца». Этих табличек существует огромное множество: красные, синие, зеленые, фиолетовые, оранжевые. Есть разновидности с цифрами, которые словно отбрасывают тени.
Пять лет назад изготовление одного такого аншлага стоило 42 рубля. Таких табличек сейчас, пожалуй, большинство на многоквартирных домах. Илья Бирман называет их страшными. С лета 2015 года на них стали дублировать информацию латиницей.
Есть и некоторые другие вариации.
Частные застройщики разрабатывают себе сами дизайн табличек как хотят. В квартале Минск-Мир, как мы говорили, в основном с серым фоном. Есть просто серо-черные, а есть с белым полем. Черные таблички ставят и в других местах.
Кто вообще отвечает за таблички
На домах, которые обслуживаются ЖЭСами, за таблички отвечают жилищно-коммунальные службы города. А на домах, которые на самообслуживании (ЖСПК или товарищество собственников), табличками занимаются собственники.
Но это не значит, что у одних порядок и разнообразие, а у других кто во что горазд. Нет, все еще проще: беспорядок и разнообразие и у тех, и у других. Частнику, понятное дело, не прикажешь: какую табличку захотел — такую и поставил. Но и госкоммунальщики не могут все делать по одному шаблону. Подрядчик объяснял корреспонденту «Минск-Новости»:
— Заказчик, которым выступает ЖХК района, проводит тендеры на выполнение работ, в частности замену аншлагов. Кто из подрядных организаций выигрывает конкурс (это может быть как ЖЭУ, так и частная фирма), тот и занимается закупкой материалов, изготовлением этих вывесок, установкой их на дома, — поясняет подрядчик. — Таким образом, ответственность ложится на плечи исполнителя, работу которого фактически никто не координирует и не контролирует. Бардак возникает и из-за того, что заказы отдают по тендеру разным фирмам, среди которых не всегда встречаются компетентные исполнители. Если бы установили единый образец аншлага, от которого нельзя было бы отклоняться, это привело бы систему в порядок.
Какие все-таки удобнее?
Удобство пользования чем-либо — дело во многом субъективное. Кто-то считает, что подземный переход — это удобно и безопасно, кто-то убежден, что совсем неудобно. В случае с адресными табличками прежде всего важно, чтобы они выполняли свою функцию: четко сообщали, что это за улица, что за дом. Красота, конечно, тоже должна быть. Кто-то может возразить, что важность табличек переоценена, ведь всегда можно в телефоне посмотреть, где ты оказался. Но если бы это было так, то адресные таблички по всему городу можно было бы вовсе поснимать. Но нет же: их монтируют абсолютно на каждый новый дом в городе.
Днем таблички могут показаться нам одинаково читаемыми: вот же, я ее вижу, могу прочесть, что там написано. Но в условиях плохой видимости (дождь, туман, снегопад) удобство считывания сильно ухудшается.
В темноте, при свете фонарей и луны, все еще сложнее. Красный будет выглядеть черным, синий будет выглядеть черным, зеленый — тоже черным. И если изначально аншлаг был белым с красными буквами, то в темноте это будет серый аншлаг с черными буквами — но все же светлое поле будет выглядеть более-менее читаемым. А вот если аншлаг изначально красный с белыми буквами, то в темноте он станет черным с серыми буквами.
Вот для примера мы сымитируем плохую освещенность. Был красный на белом — стал черный на сером. Название проспекта читается, цифры видны намного хуже.
А вот уже бело-синий аншлаг. Номер дома виден, но название улицы сливается в сплошную кашу.
А вот два совсем плохих примера. Неманская, 66 — светло-фиолетовая рамка, белые слова, темно-фиолетовые цифры с коричневой тенью. И Филатова, 16 — оранжевая рамка, красные (!) слова, оранжевые цифры. Переводим в монохром и сгущаем тучи…
Везде ли должно быть одинаково?
Это не значит, что везде надо применять одинаковый подход и делать аршинные аншлаги белого цвета с ярко-красными буквами. Пусть будут разные цвета и формы, просто пусть все остается читаемым, и для этого лучше руководствоваться простым «темный текст на светлом фоне».
Вот обратите внимание на одну разновидность табличек из Минск-Мира. Белые слова по серому полю, буквы мелкие и вместе с тем жирные; фотограф стоит в нескольких метрах от стены — и уже сложно прочесть, что там написано.
В центре Минска на старинных улицах установили аншлаги с историческими названиями улиц. Обратите внимание, что шрифт довольно невелик — но тут от него и не требуется быть четко различимым с сотни метров. Жилых домов нет, и ориентироваться проще по названиям заведений/магазинов, которые нужно отыскать.
Помогите нам выполнять нашу работу — говорить правду. Поддержите нас на Patreon
и получите крутой мерч
Обсудите этот текст на Facebook
Подпишитесь на наши Instagram и Telegram!
Обложка: Ethan Haddox