Как прошла презентация самого большого путеводителя по Минску
Презентация книги Дмитрия Задорина Architectural Guide Minsk («Архитектурный путеводитель по Минску») состоялась 18 октября в Ok16, передает агентство «Минск-Новости».
Почему с Октябрьской площади могло быть видно чуть ли не Минское море, какие истории связаны со столичными девятиэтажками и когда Минск стал самым быстрорастущим городом в Европе? 540-страничный путеводитель не похож ни на один свой аналог — это больше, чем справочник, и интереснее, чем энциклопедия. Правда, пока только на английском языке.
Автор — архитектор, исследователь советской культуры, выпускник одного из нидерландских университетов, поработав в Москве, вернулся в родной город, чтобы написать ему свое признание: «Я хотел выйти за привычные, туристические пределы Минска. Ведь здания города, особенно жилые, — это попытка понять, как формировалась история Беларуси в целом. Самым сложным было сделать выборку из всех объектов, а затем их классифицировать».
У Минска, как говорит автор, семь лиц, в книге столько же разделов. Один из них посвящен зданиям — от маленьких построек XVII века до современных ледовых дворцов. Всего описаны 200 сооружений. Большой акцент — на типовых советских высотках. Затем автор повествует о площадях, которые по сути — фундамент и основа города, на которую нанизаны улицы. Говорит он и о военных монументах, станциях метро, парках.
В книге много иллюстраций и схем. В том числе интерьера некоторых домов, планы расположения комнат. Видно, что работа проделана колоссальная.
С издателем будущей книги, немцем Филиппом Мойзером, Дмитрий познакомился в Вене. Тот уже занимался выпуском подобных путеводителей по другим городам. «Я не сразу сориентировался. Вернулся в Москву и только через месяц, убирая на рабочем столе, нашел его визитку. У меня тогда вышла книга об индустриальном жилищном строительстве в СССР. Филипп как раз им интересовался. Пришли к выводу, что пора писать про Минск. Я сорвался и поехал на родину», — рассказал архитектор.
Исследователь за 3,5 года обошел почти весь город улицу за улицей, фотографировал, изучал. В детстве он жил в микрорайоне Восток, потому, например, западная часть столицы вообще была загадкой, но захватывающей. Из Беларуси в Нидерланды Дмитрий уехал еще в 14 лет, но Минск не отпускал — его дух преследовал везде куда бы ни отправился. Именно здесь, по словам Дмитрия, сформировалось его мировоззрение: « Я хотел быть объективным при изложении материала, но в то же время наполнить его воспоминаниями из детства. Изучил множество документов разных эпох, чтобы понять: а что было главным для архитектуры Минска в то или иное время? Что стояло за формированием пространства? Чуть ли не ночевал в Национальной библиотеке. Сотрудницы уже смеялись, когда я сканировал очередную страницу какого-нибудь журнала 1950-х годов».
Дмитрий работал и в Белорусском государственном архиве научно-технической документации, и в Национальном архиве Республики Беларусь. Знакомился с материалами Мингорисполкома. В них тоже нашел много важной информации.
«Когда материал был почти собран, думал, что напишу книгу месяца за три, но это растянулось на полтора года. Издатель поставил условие: разделить ее по географическому принципу. Сложно было определить точные границы. А еще я хотел, чтобы все главы были примерно одинаковыми по размеру».
Смена архитектурных стилей в Минске совпадала со сменами в государственном секторе. В эпоху Речи Посполитой преобладало барокко, при Российской империи — классицизм. В советское время пришел конструктивизм.
«Много интересного я узнал о беларуских архитекторах, например Иосифе Лангбарде. После войны, в конце 1940-х, именно он болел за национальные черты в беларуской архитектуре, пытался в одиночку заложить их основы, но его мнение игнорировали. Сталинская архитектура тогда правила бал».
Мало кто знает, но Немигу в 1970-е задумывали совсем иначе. На старой схеме, которую показывает Дмитрий, видно несколько пешеходных мостиков, под которыми проходит шоссе. Выглядит весьма футуристично.
«Почему для меня так важно типовое домостроение в СССР? Это связано с минским феноменом. С конца 1950-х до середины 1980-х Минск буквально не справлялся с притоком людей из деревень, он стал самым быстрорастущим городом в СССР и даже Европе! Архитекторы, строители и представители власти скооперировались в сильный союз, создавая уникальные образы районов из казалось бы типичного».
В книге есть типовая карта застройки Минска с более чем 5 тысячами объектов, которые Дмитрий скрупулезно наносил вручную. Есть тут и первая девятиэтажка, от которой потом сформировались целые районы.
«Мне нравится глава, посвященная паркам. В 1980-е среди минчан проводили исследование, спрашивая, чем им нравится Минск. И жители выделили его озелененность», — отмечает Дмитрий.
Тогда действительно не было жилых массивов, окруженных полями, как сейчас Каменная Горка. Но и сама столица, разумеется, была меньше.
Автор описал 29 станций метро, проследил, как в строительстве начали использовать новые материалы, например металл, как работали над световыми решениями.
Дмитрий в числе главного выделяет в книге Октябрьскую площадь как «сердце, дающее жизнь городу». О ней он хочет написать отдельную книгу, уже на русском языке — исключительно для минчан.
«Между архитекторами однажды было целое противостояние. Модернисты хотели снести почти весь Верхний город: чтобы Минское море было видно на горизонте, а другие стояли за сохранение истории».
Перевод Architectural Guide Minsk в ближайшее время делать не планируется. Книга стоит 50 рублей, предзаказ можно сделать здесь.
В планах Дмитрия еще выставка о модернизме в архитектуре Минска.
Обложка: «Минск-Новости»