Информационный проект EUvsDisinfo, финансируемый Еврокомиссией и действующий для реагирования на кампании Российской Федерации по дезинформации, затрагивающие ЕС, его государства-члены и соседние страны, опубликовал рейтинг наиболее сомнительных фейков, созданных пропагандистами в 2020 году. В нем оказалось два фейка, связанных с событиями в Беларуси.

На первое место в рейтинг попала история с отравлением Навального, а точнее не сам факт отправления — в этом составители рейтинга не сомневаются, а «тот факт, что государственные убийцы терпят неудачу, оставляют улики и демонстрируют явный непрофессионализм».

На втором месте — фейковые новости о коронавирусе и попытки прокремлевских СМИ дискредитировать европейскую вакцину, но ровно до тех пор, пока корпорации AstraZeneca не заявила о намерении сотрудничать с Российским институтом имени Гамалеи.

Третье и четвертое место в рейтинге занимают кейсы, связанные с фейками о беларуских протестах и послевыборной ситуацией.

На третьем месте — фейковые фото протеста на площади Независимости, которые показал в своей программе российский режиссер Никита Михалков. «Оскароносный кинорежиссер Никита Михалков хотел показать, что картины массовых демонстраций против Александра Лукашенко в Беларуси были всего лишь компьютерной графикой», но попался на фейке сам», — пишет EUvsDisinfo.

На четвертом  — странная прослушка «Ник и Майк». По мнению европейцев, запись звучит так нелепо, что на ее подлинности не настаивали даже официальные российские СМИ. «Мир едва мог перестать смеяться над Александром Лукашенко,. когда он поделился грубо сфальсифицированным перехватом разговора, якобы между немецкими и польскими разведчиками, замышляющими смену режима в Беларуси и жалующимися на то, что Лукашенко — „Крепкий орешек“»,  — пишут авторы рейтинга.

Пятую строчку в рейтинге занимает еще один российский пропагандист — Владимир Соловьев, который в своем телешоу продемонстрировал кадры, якобы из боевых действий в Нагорном Карабахе, а на самом деле из видеоигры Arma3.

Шестое место — у армянского прокремлевского СМИ, которое нашло «доказательства» причастности «иллюминатов» к войне в Нагорном Карабахе в видео Леди Гага. Этот подход использует также российская газета Комсомольская правда, которая ежегодно выискивает «свидетельства» заговора на обложке журнала The Economist.

На седьмой строчке оказались депутаты российского парламента, заявлявшие о «датских борделях для зоофилов» и «атаках США против России при помощи климатического оружия».

Восьмое место занял кейс закрытия петербургского Café Zoom. «Дезинформация — это часть общего стремления взять под контроль информационное пространство. Если лжи недостаточно, следующий шаг — заставить замолчать участников публичного дискурса или закрыть СМИ или даже пространство, где происходит обмен информацией. Этот последний метод был продемонстрирован в ноябре 2020 года, когда петербургская полиция провела обыск и закрыла кафе за нарушение санитарных правил. Владелец заведения, Café Zoom, убежден, что власти действительно хотели закрыть ЛГБТИ-фестиваль, проходивший онлайн на платформе видеоконференцсвязи Zoom», — пишет EUvsDisinfo.