Сегодня на госТВ показали несколько сюжетов, посвященных TUT.BY, в которых, по традиции, раньше следственных органов озвучили обвинения. Команда TUT.BY опубликовала свой ответ на большинство из них.

«На телеканале ОНТ 19 мая вышел сюжет о «деле TUT.BY». В нем представители Госконтроля утверждают, что ущерб по делу TUT.BY «исчисляется миллионами долларов США» (с осени 2019-го по май 2021 года — уточняет телеканал). В сюжете также явно прослеживаются манипуляции о льготах ПВТ и «экономии на пенсионерах».

Мы считаем необходимым дать разъяснения по сюжетам, показанным по госканалам.

Напомним, ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» в 2019 году получило статус резидента ПВТ. Причем на законных основаниях. При вступлении в ПВТ ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» по процедуре подавало бизнес-проект, который прошел экспертизу администрации ПВТ. Наш проект был одобрен администрацией парка, и до 18 мая 2021 года в наш адрес не поступало претензий со стороны администрации. За время нашей работы в рамках ПВТ мы успешно проходили проверки и аудиты нашего проекта, проверки не нашли нарушений, претензий к деятельности ООО не возникало, и тем более не было обоснований для исключения из ПВТ. То есть в ходе деятельности компания регулярно отчитывалась перед администрацией ПВТ.

В КГК сейчас утверждают, что компанией была получена выручка, не обусловленная деятельностью, разрешенной для резидентов ПВТ. Это и стало якобы поводом для уголовного дела.

В сюжете в вину вменяется использование «стороннего программного обеспечения специализированного», что компания якобы получала выручку за счет этой деятельности, что является недопустимым для резидентов ПВТ. Пока непонятно, в чем конкретно в КГК видят нарушение. Уточним, что разделов портала, которые приносят выручку и в которых отсутствует в том или ином виде разработка ПО, у «ТУТ БАЙ МЕДИА» нет.

По ТВ представитель КГК также заявил про ущерб в «миллионы долларов США». Откуда такая сумма, как так быстро подсчитали в ведомстве — открытые вопросы.

В телесюжете явно спекулируют на выплатах в ФСЗН и якобы экономии на образных пенсионерах. В эфире демонстрируется якобы справка о доходах гендиректора TUT.BY. Гостелеканал утверждает, что «сэкономленные на пенсионерах деньги должны были уютно устроиться в одном из латвийских банков».

В этой ситуации уточним два момента. Первый момент — нахождение в ПВТ предполагает льготы по уплате взносов в ФСЗН: любой сотрудник компании, входящей в ПВТ, платит 1% от средней зарплаты по стране за месяц, предшествующий отчетному. Однако это сказывается в будущем в первую очередь непосредственно на пенсии самого работника, за которого уплачивают взносы по льготной ставке, а не на пенсии воображаемого пенсионера. Если госСМИ делают упор на то, что из-за этих льгот недобирает взносов ФСЗН, то государство само же и ввело эту преференцию для резидентов ПВТ.

Второй момент — подоходный налог. На уплаченные суммы подоходного налога пропорционально сумме дохода, которые идут в том числе на социальные расходы государства, госпропаганда почему-то не обращает внимание. Как не акцентирует внимание и на том, что дивиденды взносами в ФСЗН не облагаются. ГосТВ и провластные телеграм-каналы взяли общую сумму дохода (зарплата и дивиденды) и указали, какая якобы «маленькая» сумма отчислений в ФСЗН. То есть зарплатные и иные налоги компания платила, исходя из тех ставок, которые предусмотрены правилами для резидентов ПВТ. Поэтому продемонстрированный по госТВ документ не указывает на нарушения.

К тому же информация про зарплаты работников является конфиденциальной и охраняется Законом «О персональных данных». Сам человек вправе сообщать ее кому угодно, но не посторонний или наниматель.

Особое внимание в сюжете госТВ уделяется тому, что компания якобы рассматривала возможность открытия счета в одном из латвийских банков. Опускаем сам факт возможной прослушки и ее обнародование в СМИ. Скажем лишь, что открытие счета юрлицом за границей не запрещено. Даже если исходить из информации, которая была озвучена в сюжете на госТВ, речь шла про возможность перевода денег со счета белорусского банка в латвийский. То есть денег, которые получены легальным путем и с которых уплачены налоги.

Также в сюжете утверждается, что во время обыска в квартирах у сотрудников компании (а обыски, уточним, проходили у многих наших коллег, причем не только в Минске) нашли наличные деньги, у некоторых — якобы крупные суммы. Оставим за скобками странные варианты хранения денег и их материализации в собачьем корме. Но напомним, что TUT.BY — один из самых успешных порталов в Восточной Европе с хорошими зарплатами. Которые выплачивались официально, с которых уплачивались налоги. У топ-менеджеров нашли деньги? Сенсация.

И напоследок еще один нюанс. На госТВ попытались обвинить TUT.BY в том, что материалы на портале подавались якобы «исключительно в антигосударственном ключе». А в упрек ставят среди прочего то, что «ветераны якобы остались без денег, и цены растут».

Простите. Какая страна — такие и новости. А показанные в сюжете заголовки — это официальные заявления белорусских властей. Но Минтруда, Белстат и Нацбанк не спешат упрекнуть в «антигосударственности»».