Почти месяц назад, 18 мая, Мининформ заблокировал новостной портал TUT.BY. И только сейчас стало известно, за что именно.

Поначалу Мининформ просто сообщал:

Генеральная прокуратура установила многочисленные факты нарушений Закона о СМИ в части размещения запрещенной информации в ряде публикаций на интернет-ресурсе tut.by. В данных материалах содержится информация от имени незарегистрированного фонда BYSOL.

Теперь в распоряжении редакции есть фотокопия приказа министерства информации «Об ограничении доступа» к порталу TUT.BY под номером 180, подписанный министром Владимиром Перцовым 18 мая.

В документе указано, что в соответствии со статьей 38 Закона о СМИ запрещено в СМИ и на интернет-ресурсах распространение информации от имени организаций, которые не прошли в установленном порядке государственную регистрацию. И что Указом президента № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» определен порядок и условия создания, а также государственной регистрации фондов.

«Деятельность фондов без государственной регистрации является незаконной и запрещается. Согласно информации Министерства юстиции Республики Беларусь, фонд BYSOL не зарегистрирован в Республике Беларусь».

Далее указано: Генеральная прокуратура выявила, что в ряде публикаций на портале TUT.BY размещена «информация от имени незарегистрированного фонда BYSOL». Уведомление об этом от прокуратуры в министерство информации (не в компанию!) № 8.2-13.271 датировано 17 мая, то есть за день до блокировки.

И перечислены пять материалов, причем некоторые из них были опубликованы уже четыре месяца назад, но претензии прозвучали лишь теперь:

  • «СМИ Литвы сообщили о возможных мошенничествах, связанных с переездом белорусов. Что говорят участники конфликта» (публикация от 29 января);
  • «В прошлом году фонд BYSOL собрал почти 3,5 миллиона евро. Посмотрели, на что он их потратил» (2 апреля);
  • «Вместо выплат решили помогать с поиском работы. Как сейчас работают фонды солидарности» (31 января);
  • «Значит, что мы работаем так, как надо». Кто такие основатели BYSOL, на которых завели уголовное дело» (14 апреля);
  • «После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали» (14 мая).

Как итог, министр информации приказал ограничить доступ к TUT.BY и ряду его копий (так называемых «зеркал»).

Во всех перечисленных публикациях фигурировала информация о работе фонда BYSOL. «От его имени» портал никогда не выступал, не размещал какие-либо реквизиты для перевода денег или призывы жертвовать средства.

В основном, в материалах приводились данные о деятельности инициативы, а также цитаты ее представителей по различным новостным поводам — а сбор, проверка, обработка и распространение информации на общественно важные темы, напомним, и является сутью работы журналиста. Причем в соответствии с журналистскими стандартами упомянутые материалы не обходились одним источником информации, а в зависимости от темы там же использовалась информация от официальных лиц и ведомств страны, других СМИ.

Пока не совсем понятно, в чем именно выражались нарушения — поскольку сам фонд и данные о его деятельности (хоть и преимущественно в негативном ключе) постоянно упоминались даже в материалах государственных СМИ. Например, на сайте «СБ. Беларусь Сегодня» фонд упоминается в 18 материалах, в сюжетах канала ОНТ — как минимум 19 раз, в новостях БЕЛТА — 4 раза, в сюжетах Белтелерадиокомпании — как минимум 8 раз, а на канале СТВ — не менее чем в 9 сюжетах. И единого подхода в наименовании BYSOL там тоже нет: где-то есть указание об отсутствии у фонда регистрации в Беларуси — где-то этого указания нет.

Фонд действительно не зарегистрирован в Беларуси — но при этом имеет официальную регистрацию в Нидерландах. Он был создан в августе 2020-го и за прошлый год общая сумма пожертвований, по данным его основателей и отчету нидерландского бухгалтерского бюро PrimeBridge Netherland B.V., составила 3,5 млн евро — больше всего выплат пришлось в адрес тех, кто остался без работы из-за своей политической позиции.

В апреле Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела против двух сооснователей BYSOL — Алексея Леончика и Андрея Стрижака. Их обвиняют в финансировании деятельности экстремистского формирования и подготовке лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок. Мужчины объявлены в межгосударственный розыск, они находятся за рубежом.

Напомним, что в день, когда был подписан и исполнен приказ о блокировке TUT.BY, в офисы компании и домой к нашим сотрудникам пришли с обыском представители еще одного ведомства — Комитета госконтроля. Оказалось, 18 мая еще и КГК возбудил уголовное дело против сотрудников компании по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Якобы, будучи резидентом парка высоких технологий, ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» получило выручку от деятельности, которая не разрешена резидентам — и это нанесло ущерб государству в особо крупном размере. Не дожидаясь разбирательств и суда компанию в тот же день, 18 мая, еще одним решением исключили из ПВТ.

До сих пор 15 сотрудников находятся в следственных изоляторах или под домашним арестом. Причем среди задержанных по «налоговому делу» сотрудников ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» почему-то оказались даже несколько редакторов и журналист, главный инженер и заместитель гендиректора по техническим вопросам, а также руководитель и совладелица другой компании — Hoster.by. Чем это объясняется — доподлинно неизвестно. Следствие взяло подписки о неразглашении с адвокатов задержанных (нельзя даже родным сообщать причину преследования).

С момента последних официальных комментариев на этот счет прошло уже три недели.

Кроме того, следствие до сих пор не позволило разблокировать счета компании, чтобы сотрудникам могли выплачивать зарплаты, не говоря о постоянных расходах на аренду помещений и так далее — это делает невозможным существование компании в прежнем составе. Физический доступ в офис тоже до сих пор закрыт, решение — опять же в компетенции следствия.