Навiны«Удали пост!»: Соцсети массово спорят, правда ли, что оставшиеся в стране беларусы спонсируют режим
Пособники из «Евроопта»

В социальных сетях разгорелась (снова) дискуссия: кто больше делает для Беларуси — те, кто уехал, или те, кто остались? Такие «холивары» идут не первый день и не первый год, но одно дело, когда их раздувают «мамкины бойцы», а другое — когда активисты, которые сами пострадали от режима. The Village Беларусь выслушал разные стороны свежего спора.
По-видимому, началось все с недавнего фильма Юрия Дудя про беларускую эмиграцию после выборов. После этого «полыхнул» Twitter, люди начали высказывать и отстаивать ту или иную точку зрения. Ну а потом дошло и до более развернутых комментариев в фейсбуке. Причем в споры ввязались не только анонимы, но и известные активисты и аналитики.
А вчера вечером бурную дискуссию развел активист компании «Лигалайз Беларусь» Петр Маркелов.
Петр Маркелов — активист общественной инициативы Legalize Belarus, которая выступает за легализацию в Беларуси легких наркотиков и смягчение наказания по «антинаркотическим» статьям Уголовного кодекса.
В начале лета 2018 года его задержали за то, что он устроил одиночный пикет напротив здания МВД. Позже выяснилось, что никакого пикета не было, а свой снимок он просто «прифотошопил». А в мае 2020 года его судили за то, что он «из хулиганских побуждений лежал на скамейке».
В апреле 2021 года он уехал из Беларуси.
В нескольких абзацах Петр растолковывает такую идею: те, кто уехал, — молодцы. А кто остался — тот поддерживает режим. Хотя и есть исключения.

— Уехали самые достойные. Те, кто не побоялись сделать что-то большее, чем две-три прогулки в летние выходные. Уехали, потому что не хотят в тюрьму. Это естественно, это морально. Уехали сильные.
Те, кто остались — поддерживают режим. Факт. Платят подоходный налог, налог на добавочную стоимость, десятки других сборов. Половина населения (населения) работает на государство. Многие не производят никакой ценности, а просто сидят на шее у других (скрытая безработица). Весь большой бизнес — прикорытный. Таким образом, покупая продукты в Евроопте, они поддерживают режим.
Делать «ничего» — это поддерживать фашистскую систему, не давать ей упасть. А если они что-то и делают — то делают очень мало, недостаточно. Многим есть что терять. Но так ли ценно на самом деле то, что они боятся потерять? Или они решили остаться и ничего не делать из-за страха, лени и отсутствия реальных навыков, которые можно продать на рынке? Исключений много (возможно, это ты).
Сложнее всего — не тем, кто в Беларуси на свободе. Сложно тем, кто в тюрьме и тем, у кого нет дома.
И мы будем прохлаждаться. Мы будем отдыхать, наслаждаться жизнью и стремиться к счастью. Потому что мы хотим и можем. Потому что мы этого достойны.
И таких разжигающих споры высказываний в интернете все больше и больше. Неделю назад Юрий Дудь выпустил фильм «Как жить, если лишают родины». В ленте продолжительностью почти три часа автор встречается с беларусами, которые были вынуждены уехать «из-за политики», и показывает их истории. Фильм просмотрели уже 7 миллионов раз, под ним оставили 34 тысячи комментариев. В основном, люди восхищались беларусами и высказывали поддержку народу. Но вскоре дошло и до вопроса о том, кем считать уехавших: героями или трусами? «Уехал — молодец, смелый» или «уехал — фу, трус»?

Спор перешел в соцсети, в твиттере, говорят, разворачивались (уже не первый раз) срачи на тему «уехать нельзя остаться».
выпуск Дудя хороший, трогательный, но твиттер я, пожалуй, читать сегодня не буду.
— julia (@j_matuzova) January 26, 2022
Кому-то так скучно, что решили развести по 100500 разу срач «выехавшие» - «оставшиеся»?
Ну молодцы, чё. Гордитесь собой, небось.
— Anton Motolko (@Motolko) January 26, 2022
Белорусы вчера поделились на три части: оставшиеся, уехавшие и те, кому пофиг, что там выложил Дудь (я).
— Парень на краю леса (@Sa4koakaKiyoso) January 27, 2022
Беларусы оставшиеся в Беларуси ? pic.twitter.com/4zochRAl7B
— Авмедузеосьминог (@avmeduzeos) January 27, 2022
оставшиеся белорусы/уехавшие белорусы/поехавшие белорусы pic.twitter.com/hcA1Mij86c
— мари сюр (@raccoonXXXX) January 29, 2022
Масла в огонь подлила и Кристина Тимановская, известная бегунья, которая после скандала с участием беларуской сборной на летней Олимпиаде уехала из страны. Недавно у себя в «Тиктоке» она выложила видео с тем посылом, что лучшее, что можно сделать в Беларуси, — это уехать. Сначала Тимановская в кафе у площади Калинина в Минске, а потом уже в самолете.
@kristi_timanovskaya ♬ TikTokLooks - Данила
Двести тысяч просмотров, шесть тысяч лайков и более четырех сотен комментариев. Позже она рассказала, что просто присоединилась к челленджу, где жители разных стран раздают такие советы (уехать), и вообще «смысл был там другой».
Под вчерашним Маркелова постом набежало более двух сотен комментариев, а сегодня утром он выпустил еще один, продолжающий предыдущий.

— Страх рождает злость. Но с другой стороны, непонимание и злость в процессе обучения ассоциированы с нейропластичностью (обучаемостью).
Теперь мы лучше понимаем, как работает государство. Если ты платишь налоги — ты поддерживать государство прямым образом, самим фактом уплаты налогов.
Мы также понимаем, что сам факт существования человека в Беларуси (без учета налогов) никак не приближает победу над авторитарным режимом. Победу могут приблизить не мысли и разговоры на кухне, а активные действия.
И, наконец, мы понимаем, что в страданиях нет ничего, заслуживающего поощрения. Болезни нужно лечить, себя нужно любить. Когда себя не любишь — и страна получается такая. Без любви.
И в комментариях продолжал пояснять свою точку зрения.

— Як шмат тых, каго пазбавілі дома, хто хоча назад і жыве адным. І сапраўды працуе на зьмены.
А мэта ў тым, каб удакладніць разуменьне рэальнасьці. Людзі ж не ўсьведамляюць, што калі яны нават унутрана супраць рэжыму, але працягваюць працаваць на стратным прадпрыемстве і набываць бульбу ў Эўраопце, яны падтрымліваюць сыстэму.
Проста тыя, хто застаўся (збольшага) — падтрымліваюць рэжым, а тыя, хто з’ехаў — не.
Какие аргументы у беларусов, защищающих Маркелова
В защиту Маркелова поступило совсем немного высказываний. В основном, адвокатом Маркелова был сам Маркелов.
Данила Лаврецкий
— Здрада — гэта калі людзі сядзяць у турмах, а іх аднагрупнікі/калегі/сваякі п’юць піўко на Зыбе, працуюць на дзяржаўным ці каля дзяржаўным прадпрыемстве, рэгулярна адказна сплочваюць падаткі і ўзносы ў ФСЗН і не бачаць у такім становішчы нічога страшнага. […]
З эмацыйнага пункту гледжання, канешне, амаль усе беларусы па сутнасці ахвяры. Але факт у тым, што, нажаль рэжым існуе за грошы падаткаплацельшчыкаў і кожны адказны грамадзянін, які сплочвае ўмоўныя N рублёў падаткаў, павінен наносіць шкоду дзяржаве адзінкай M, дзе M > N, — спрошчана гэта і ёсць формула поспеху грамадзянскай супольнасці. […]
Меньш падаткаплацельшчыкаў = меньш рэсурсаў у дзяржавы. То бок, калі ёсць 2 браты-блізнюка, якія працавалі на аднолькавых працах, аднолькава нічога не рабілі/штосьці рабілі ў грамадскім сектары, і адзін з’ехаў, а іншы — застаўся, а іх жыццёвы лад не памяняўся, — з’ехаўшы брат зрабіў больш карысці, бо перестаў плаціць ўскосныя і прамыя падаткі, тым самым унёсшы ўклад у зношванне рэжыму. […]
Веру, што і у каментарах ёсць шмат адказных грамадзянаў, і я ведаю асабіста шмат такіх людзей, але пакуль што гэтай колькасці недастаткова, і нармальна канстатаваць гэта, што Пятро і зрабіў, хоць і ў дастаткова правакацыйнай форме.
Well Said
— Так, я падзяляю гэтае меркаванне, дакладна з-за такой пазіцыі я аніводнага дня не працавала ў Беларусі афіцыйна (тым больш недзе каля дзяржаўным). Мая такая радыкальныя пазіцыя трымаецца ўжо больш за 13 год. Але гэта мой асабісты выбар і прынцыповая пазіцыя. Чакаць, што большасць будуць сябе так паводзіць, — не ў маім праве.
Что написали беларусы, которые против
Екатерина Андриевская
— Ты вообще не понимаешь, что это такое, быть сейчас здесь, именно потому что моим родным в тюрьме нужна забота. Да я бы все отдала, чтобы глаз хоть день не дёргался от того, как поднимается лифт. Как ты сражаешься за людей, которые там… За каждое письмо, за каждый его вздох или её.
Обидно от того, что я так болела душой за каждого, что вот такое пишет, была готова отдать все. Видимо, дурой была.
Hanna Komar
— А пра «прохлаждаться» — кажы, калі ласка, за сябе, не кажы за ўсіх — мы табе не дэлегіравалі права прадстаўніцтва ўсіх, хто з’ехалі.
Liubou Luniova
— Обвинять людей в том, что они остались в своей стране, когда в ней происходит настоящая катастрофа, в пособничестве режиму, может только человек, который не любит ни страну, ни народ.
Вы уехали, скорее всего, не потому, что не хотите платить налоги, а потому, что жить в этой стране стало страшно. Правда? Что вы предлагаете? Сняться всем и, как цыганский табор, двинуться во все стороны? Зачем писать такое? Уехал, живешь беспечно и радуйся. Зачем тех, кто сильнее духом оказался, обвинять в трусости?
У многих людей больные родители, бабушки, и они знают, что могут просто не попасть домой с работы и загреметь на сутки. И эти люди боятся не за себя при этом, а за своих близких. Думать же надо прежде, чем писать… Думать вообще надо.
Marina Wjazmina
— То есть, вы срач из твиттера решили перенести сюда? Мне жалко вас — уехавших. Вы бросили многое, и вам больно. Но я вас понимаю и не осуждаю. Это был ваш выбор. Почему вы осуждаете мой? Вы думаете, только вам больно? Или вы злитесь на нас — оставшихся здесь, что мы вам — уехавшим — победу не приносим на блюде? Может, было бы честнее так в посте и написать? И да, я не считаю, что вы лучше меня. Скорее наоборот — вы трусливее и злее.
Кацярына Шуст
— Параунаннi, Пятро, гэта марна. Андрэй Кузнечык не з’ехау i рэжым не падтрымлiвау. Разумею, што крыудна, калi гоняць — дык ты на тых i ганi, а не на усiх нас.
I ведаеш, калi табе не хапiла смеласцi змагацца з рэжымам у яго пад носам — давай, прахлаждайся на бяспечнай адлегласцi.
Твой пост сфармуляваны херова — табе, здаецца, ужо шмат чалавек пра гэта напiсалi. Ты наехау не на тых. I мог бы трошку напружыць мозг, прыслухацца да сяброу i перафармуляваць.
Marharyta Taraikevich
— Занятное противоборство двух мифологий: что уезжать типа не комильфо — и что уезжают лучшие. Ну, при столкновении трубочиста и бабы с пустым ведром получается их взаимная нейтрализация! Но больше всего не согласна с другим мифом: что якобы в преступлениях или в самом существовании режима люди виноваты своей пассивностью. Нет, виноваты не те, кто пассивен, а те, кто активен в поддержке режима. Те, кто участвует в его преступлениях. А не те, кто боролся-боролся да недоборолся и даже в «Евроопте» продукты купил.
Мікалай Цяцёркін
— Пеця, выдаляй пост, ты не маеш рацыі. Ты ж дарослы. Няўжо ты думаеш, што магчыма каб усе з’ехалі дзеля Лукі? Гэта адназначна не тое, што трэба. Калі ты хочаш перамагчы, трэба каб нармальныя людзі засталіся.
Калі ўсе з’едуць, то Лука пераможа. Я паважаю тых, хто змог застацца ў гэтых умовах. Гэта годна. Ты глядзіш на ўсё з пазіцыі маладзёна. А нас, беларусаў шмат, і розных узростаў і розных магчымасцяў. Таму я катэгарычна не падтрымліваю тваю пазіцыю. І нават заклікаю цябе папрасіць прабачэння ў людзей, якія з горда паднятай галавой працягваюць барацьбу і працягваць не згаджацца. Не ведаю ў чым твой пост, быццам бы ён пост адчаю. Але барацьба яшчэ не скончана, Пятро, мы яшчэ пераможам.
Давайте жить дружно
Конечно, любой такой спор не обходится без попыток всех примирить. В ходу фразы «и те, и те делают достаточно» и «ни те, ни те не делают достаточно». Последняя, в свою очередь, вызывает новые споры.
Артём Мартынович
— Я не разумею, з якой мэтай трэба чарговы раз вяртацца да гэтай балючай для многіх тэмы і ўбіваць цвік паміж людзьмі на роўным месцы.
Максим Швед
— Ну такое грубое обобщение, вроде с исключениями, а вроде есть место каждому подумать, что он слабое звено. А такие мысли нам сейчас точно не помогут.
Liusia Berastseiskaya
— У каждого своя правда. И каждый делает правильно. Не правильно лишь сраться между собой и вносить смуту подобными постами в фб!
Swetlana Golovniova
— Ни те, кто уехали, ни те, кто остались, не сделали достаточно.
На это, казалось бы, «примирительное» обвинение ответила Марина Косинерова, жена активиста анархистского движения Вячеслава Косинерова. Еще в январе 2019-го обоих судили за экстремизм.
— Меня можно не вписывать в категорию «не сделали достаточно»? Когда нас ногами менты пи**или, где-то нацисты провокации устраивали, а Славе СОБР челюсть ломал, после чего он месяц через трубочку ел, а все мимо проходили, делая вид, что вот эти все площади только для «профессиональных активистов», — то я не согласна быть в одной категории с теми, у кого всю дорогу хата с краю была и кто жизнь свою жил прекрасно, не выходя из дома, как в последний раз. Спасибо за сравнение, но нет.
Что мы не сделали за всё время активизма для этого [победы]? Хз. Не получили 15 лет в 2021? Но это вряд ли приблизило [бы] победу. Я не разделяю коллективную ответственность, лично моя совесть чиста тут — я делала много чего. Для меня Статкевич, Винярский и те, кто жил на площадях, не равно тем, кто узнал про политику в 2020. Проблема гражданской пассивности, абыякавасці — не моя вина и не вина тех, кто жертвовал абсолютно всем каждый день. Я делала всё, что могла, со своей стороны, и сейчас продолжаю в текущем положении делать.
Что говорят эксперты
В дискуссию вступили и известные беларусы. Правозащитник Андрей Сушко долгое время в спор не вмешивался, но потом все же вынес краткое резюме.

Правозащитник
— Как мне кажется, это просто не очень умный текст. Он написан с узкой перспективы и в одной плоскости. Тут не учитывается много факторов, но есть много громких безапелляционных заявлений.
«Кто уехали — самые лучшие, кто остался — поддерживают режим». Слишком чёрное и белое. В этих позициях могут себя найти не очень много людей, у большинства, как мне кажется, все равно есть оттенки ситуации.
Я не хочу критиковать или спорить с автором, это его позиция и его видение. Очень сомневаюсь, что эту позицию разделяют многие.
Политаналитик Петр Кузнецов прочел оба поста Петра Маркелова и тоже вынес свое суждение.

Политолог, «Центр регионального развития ГДФ»
— Сколько живу, сколько ни читал, ни смотрел, ни наблюдал, — ни разу в жизни не видел и не встречал примеров, чтобы бегство было способом победить.
Как ни стараюсь понять логику, не доходит: кто победит, если уедут все, кто не поддерживает? Ну, представляю: режим обанкротился без налогов, потому что все уехали, и Лукашенко скинула хунта, которая хунтее хунты, — получится демократия и все уехавшие сразу смогут вернуться?
Необучаемый, видать.
На деле же, впечатление, что читаю или бред сумасшедшего, или провокацию ушлепка.
И я уже не говорю о том, какое отношение к уехавшим будет формироваться у оставшихся (а даже если представить, что уехало аж 300.000, в то время как активно на улицах протестовал по всей стране минимум миллион, все равно как-то получается, что основная часть все еще здесь) из-за одного (единичных) сумасшедших или провоцирующих ушлепков.
Может, это не я — не обучаемый?
Помогите нам выполнять нашу работу — говорить правду.
Поддержите нас на Patreon
и получите крутой мерч

Обсудите этот текст на Facebook
Подпишитесь на наши Instagram и Telegram!
Обложка: Krišjānis Kazaks