Пераклады«Мы хотели, чтобы каждый кусок обоев выглядел как в СССР»: Как снимали сериал «Чернобыль» в Украине
Интервью с руководителем Radioaktive Film
Сериал «Чернобыль» вышел в эфир американского кабельного канала HBO и британского Sky Atlantic в начале мая. Это наиболее подробный рассказ о катастрофе на Чернобыльской атомной электростнации в мировой популярной культуре — в формате мини-сериала от канала, на котором выходит «Игра престолов».
The Village Украина пообщался с руководителем украинской продакшн-компании Radioaktive Film, которая обеспечивала съемки сериала на территории Украины. Cпросили, какую часть сцен снимали в Припяти, приезжали ли в Киев главные звезды сериала Стеллан Скарсгорд и Эмили Уотсон и зачем перекрывали центр города.
Текст: Ярослав Друзюк
Фото: HBO, Андрей Баштовый для The Village Украина
Дарко Скульский
Основатель Radioaktive Film
Где именно снимали «Чернобыль»
30 % съемок сериала «Чернобыль» проводили в Украине, а остальные — в Литве. В Украине мы снимали в Припяти, Киеве и на Киевском море. В Киеве, к примеру, сняли большие сцены с участием массовки на улицах Крещатик, Терещенковской и Хмельницкого, а также в корпусах Киевской городской государственной администрации, Киевского национального университета, Киевского политехнического института и Национального авиационного университета. Сцены в больнице в первых эпизодах, в свою очередь, мы снимали в Институте гидробиологии на проспекте Героев Сталинграда на Оболони.
Всего у нас было около двадцати съемочных дней с участием двух отдельных групп. Режиссер Юхан Ренк руководил их работой и во время стадии подготовки, и во время съемочного процесса. Главные звезды сериала Стеллан Скарсгорд, Джаред Харрис, Эмили Уотсон и Джесси Бакли также приезжали в Украину на съемки.
Понятно, что съемки в зоне отчуждения были ограничены, ведь это еще опасно для жизни. К тому же мы не могли привлечь к этим съемкам большую съемочную группу и много оборудования. Не говоря уже о том, насколько непростым был процесс согласования с HBO. Но мы должны поблагодарить власти, что нам удалось провести там несколько съемочных дней. Думаю, это существенно повлияло на подлинность сериала. Собственно, именно ради этого съемочная группа и приехала в Киев.
Сначала «Чернобыль» хотели снимать исключительно в Литве. Это не секрет: продюсеры выбрали Литву из-за налоговых льгот, которые в стране предоставляют съемочным группам. Это часть политики литовского правительства: таким образом они стимулируют крупные студии и каналы приходить в страну. Если зарубежная съемочная группа тратит на работу в Литве не менее 43 000 евро и это составляет не менее 80 % всех расходов на производство продукта, для нее действует налоговая льгота в размере 30 %. В Украине таких программ пока нет.
Команда Radioaktive узнала о проекте на стадии пре-продакшна и связалась с представителем HBO. Мы сказали: «Ребята, давайте работать с нами. Было бы обидно, если бы сериал о Чернобыле снимали не в Украине». Кроме того, мы сразу сформировали ориентировочный перечень локаций, которые могли бы предложить продюсерам. Представители HBO прилетели в Киев два года назад, показали нам сценарий, и мы сформировали предложение. Большую часть съемок уже закрепили за Литвой, но мы смогли предложить локации, которые существенно повысили уровень аутентичности проекта.
Только советского стиля было недостаточно, в кадре должна была считываться именно советская Украина середине 80–х. Поэтому мы выбрали локации вроде улиц Богдана Хмельницкого и Терещенковской, а также Института гидробиологии Национальной академии наук Украины на Оболони, где мы снимали в настоящих лабораториях. Когда люди видят в сериале, например, здание Киевской городской государственной администрации или улицу Хмельницкого, — это способствует эффекту присутствия. Не может быть сомнений — это именно Украина.
Мы видим, что власть в Украине заинтересована привлечением зарубежных съемочных группы. Должны поблагодарить власти Киева: они существенно упростили для нас работу над этим проектом. Знаем, что Виталий Кличко на нескольких встречах подчеркивал, насколько важен этот проект для города. В конце концов, когда мы привозим в Украину на три месяца иностранную группу из 150 человек, это влияет на город исключительно положительно — от гостиниц, ресторанов и такси до привлечения украинских трудовых ресурсов. На локальном уровне уже есть осознание, что для города это только к лучшему.
Впрочем, более важно — это осознание на государственном уровне. Пока это развито гораздо меньше. Привлекать иностранные студии и телеканалы стоит, в первую очередь, адаптируя под них налоговое законодательство. А такие вопросы решаются на уровне правительства, а не городских властей.
Как это — работать с каналом, который выпускает «Игру престолов»
Конечно, это был новый вызов для нашей команды — мы работали с большим американским кабельным каналом. Как можно описать процесс сотрудничества с HBO? С ними все должно быть по-взрослому. Например, если мы используем во время съемок автомобиль, то он должен быть правильно зарегистрированным, иметь разрешение на перевозку людей. Финансовые аспекты, страхование, оплата труда — все это должно быть четко прописано.
Radioaktive работает уже более 20 лет, мы постоянно работаем с профессионалами высочайшего уровня — от Apple до Volkswagen и Audi. Поэтому мы подготовлены и знаем, какого уровня работы ожидают в Голливуде. И мы многому научились на этом проекте; я чувствую, что мы выросли благодаря этому опыту. В конце концов, когда ты работаешь с 400 членами массовки под руководством режиссера с опытом работы на сериалах «Викинги», «Во все тяжкие» и «Ходячие мертвецы», — ты точно растешь в своей профессии.
Юхан Ренк — это режиссер, для которого в первую очередь важна аутентичность. Мы сразу определили с Юханом, шоуранером Крэйг Мазин и художником-постановщиком Люком Халлом, что в этом сериале важно относиться к деталям максимально ответственно.
Для сценариста Крейга Мазина это был проект мечты. Он хотел снять «Чернобыль» уже очень давно. Мы ужинали с ним в Киеве, и я убедился, насколько важно для него было воспроизвести события катастрофы максимально правдоподобно.
Мы хотели, чтобы каждый стул, каждая чашка и каждый кусок обоев выглядел, как стул, чашка и обои в СССР 1986 года. С нашей стороны за съемки отвечали исполнительный продюсер и моя партнерша Джейн Яцута и линейный продюсер Татьяна Соколова. Они являются специалистами с большим опытом, к тому же привлекли лучших специалистов по арт-дирекшну в Восточной Европе. Поэтому каждая квартира в сериале выглядит настолько правдоподобно.
Когда мы просматриваем «Чернобыль» с коллегами, кто-то постоянно говорит: «Блин, у меня была такая же ложка! У меня были такие же обои!». Каждый может увидеть в сериале свое детство. В конце концов, это было крайне важно, ведь Чернобыль — это тема, которая до сих пор определяет Украину в глазах иностранцев. Собственно, именно поэтому мы назвали свою компанию Radioaktive.
Как «Чернобыль» снимали в Киеве
Когда мы проводили съемки в центре Киева прошлым летом, нам пришлось одновременно перекрыть Крещатик и улицы Терещенковскую и Хмельницкого — это было тем еще вызовом. Но в то же время команда хотела показать Киев середины 80–х максимально правдоподобно. Поэтому у продюсеров были отдельные требования относительно моделей автомобилей на улицах, фасонов одежды и других мелких деталей. Ни одна машина зарубежного производства не могла попасть в кадр, потому что это разрушило бы эффект присутствия. На площадке были отдельные специалисты, которые отвечали за аутентичность костюмов, а также диалектов.
Почему такие проекты важные для нашей команды и Украины в общем? Таким образом можно вывести Украину на карту мира. В течение последних нескольких лет мы наблюдаем, как меняется отношение к стране. О Radioaktive уже услышали благодаря нескольким громким проектам, но после сотрудничества с HBO потенциал будущего сотрудничества значительно выше. На следующей неделе мы летим в Лос-Анджелес, где будем всречаться с крупными игроками вроде Netflix, Paramount и Universal. Эти гиганты уже слышали о нас, им интересно узнать, что здесь у нас происходит. Для нас же важно объяснить, что может предложить Украина.
Для того, чтобы Киев стал новой Прагой или Будапештом, не обойтись без помощи государства. Мы уже видим сдвиги в этом вопросе, хотя пока это касается производства украинских фильмов. Это хорошо, ведь отечественное кинопроизводство точно надо поддерживать. Но столь же важна и поддержка продакшнов — сервисов, которые привлекают в Украину иностранных игроков. Ведь на каждой встрече, скажем, в США в первую очередь нас будут спрашивать, как у нас ситуация с налоговыми льготами.
Мы лучше понимаем рынок рекламы, так как работаем на нем уже длительное время. Но есть большие планы и на большие форматы. За 20 лет мы успели принять участие в съемках 19 фильмов. Например, в прошлом году мы снимали в Киеве «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи. В 2018 году у нас было 240 съемочных дней для коммерческой съемки и около 60 дней съемки фильмов и сериалов. Параллельно мы создаем внутренний отдел, который будет заниматься производством фильмов и сериалов для западного рынка.