Стереотип, будто женщины еще недавно сидели дома, вышивали крестиком и воспитывали детей, мягко скажем, не соответствует действительности. На протяжении всей истории Беларуси так называемый «слабый пол» активно участвовал в искусстве и науке страны.

The Village Беларусь вместе с брендом Activia, который проводит конкурс для женщин, желающих сделать свой бизнес, собрал истории женщин, которые повлияли на жизнь Минска. Среди них есть как основательницы заводов, так и архитекторы и основатели благотворительных фондов.

Исторические личности

Рохля Фрумкина и завод-пивоварня

В первой половине XIX века в Минске существовало несколько небольших пивоварен, которыми, как правило, управляли не беларусы, а представители других национальностей — евреи и немцы, издавна живущие в Минске.

Эту мужскую компанию разбавила минская мещанка Рохля Фрумкина: 28 января 1864 года она подала прошение в Минскую губернскую строительную и дорожную комиссию. «Имея собственную площадь с существующими на ней постройками на углу Загородной и Александровской улиц в Минске (на углу Киселева и Богдановича), сейчас хочу на этой площади провести перестройку существующей на Загородной улице холодной постройки в жилой дом и построить другой дом, с устройством в нем пивоваренного завода, а потому, предоставляя составленный на этот предмет чертеж… прошу, чтобы повелено было: поданный чертеж утвердить и по нему предполагаемые постройки позволить под надзор архитектурного помощника», — говорилось в письме.

Проект согласовали, и уже к концу года пивоварня начала работу. В скором времени детище Рохли Фрумкиной стало лидером по объему производимой продукции — женщина успешно управляла заводом около 20 лет.

В 1876 году, после смерти Рохли, предприятие перешло к ее сыновьям, Аарону и Неваху Фрумкинам. Увы, они вскоре разорились. В итоге пивоварню, выставленную на торги, выкупил городской глава граф Кароль Чапский. Теперь этот завод известен под именем «Аливария».

Камила Марцинкевич — патриотизм и школа для бедных детей

Камилла Марцинкевич, дочь классика беларуской литературы Винцента Дунина-Марцинкевича, должна была стать пианисткой — свой первый концерт она дала в Варшаве уже в 8 лет. Правда, как писали в журнале Biblioteka Warszawska, на выступление Камиллы и ее младшего брата Мирослава пришло всего 10 человек.

Увы — у семьи Марцинкевичей не было денег, чтобы оплатить музыкальное образование детей. Прошение Дунина-Марцинкевича устроить сына и дочку за казенный счет в парижскую консерваторию отклонили, и потому карьера Камиллы закончилась, не начавшись. Чтобы заработать денег, она впоследствии давала уроки музыки и организовала в начале 1860-х в Минске и Городке школы для «детей бедноты».

Однако больше всего Камилла известна своим диссидентством. В 1861 году, когда в Минске начались патриотические демонстрации, девушка спела в Минском кафедральном соборе запрещенные революционные гимны и надела траурные одежды в память о погибших патриотах. За это ее имя попало в список подозрительных лиц.

Неудивительно, что вскоре за Камиллой пришли — и объявили сумасшедшей. Девушку допрашивал сам минский губернатор граф Келлер. Беседа пошла не по плану: Камилла вылила на губернатора ведро помоев, за что ее и поместили в больницу для умалишенных. Марцинкевич выпустили на свободу лишь после того, как жители Минска провели демонстрации в ее защиту.

Разумеется, эта бунтарка не могла остаться в стороне от восстания 1863 года. Камилла действовала в меру своих сил: агитировала, разбрасывала листовки, добывала оружие. В конце концов власти были вынуждены ее арестовать. Следствие постановило, что она открыла школы для детей бедняков, чтобы «было удобнее сблизиться с крестьянами, имея приличный отвод и возможность скрывать свои вредные и непристойные связи с крестьянами…».

Камиллу заключили в Минскую тюрьму, откуда позже была отправили в ссылку на Урал в город Соликамск Пермской губернии. Она вернулась на родину только около 1880 года, незадолго до смерти.

Зоська Верас и забота о беженцах

Людвику Сивицкую, также известную как Зоська Верас, с детства интересовали естественные науки и медицина. В 1913-м она окончила в Варшаве шестинедельные санитарные курсы, где получила подготовку по правилам оказания первой медицинской помощи и уходу за больными, а также поступила на десятимесячные курсы по садоводству, огородничеству и пчеловодству. И то, и другое ей пригодились позже во время Первой мировой.

В августе 1915-го, перед тем, как немецкие войска вошли в Гродно, Людвика вместе с матерью бежали в Минск. Они поселились в доме № 18 по улице Захарьевской, который занимало отделение Белорусского комитета помощи потерпевшим от войны. В этой организации работа нашлась всем членам семьи: мать заведовала общественной столовой, а дочь трудилась секретарем и участвовала в открытии приютов для детей-сирот и уходе за ними.

С осени 1915 года Верас участвовала в работе Минского отделения Товарищества по оказанию помощи потерпевшим от войны — организация открыла шесть бесплатных приютов, каждый из которых вмещал по 200 человек. А в 1916 году под руководством Зоськи проводились курсы для беженцев по садоводству.

В 1923 году Людвика переехала на постоянное жительство в Вильно, где стала заниматься литературной, предпринимательской и просветительной деятельностью. Там же она написала и первое издание по ботанике на национальном языке — «Беларускі-польска-расейска-лацінскі батанічны слоўнік».

Тетка и детский журнал «Лучынка»

Сложно переоценить роль Алоизы Пашкевич в истории Беларуси. Родоначальница беларуского массового женского движения участвовала в выпуске первых легальных беларуских газет, организовала издательство и национальный театр, а также писала по-беларуски для детей.

Тетка издавала в Минске детский журнал «Лучынка», где публиковала не только истории для малышей, но и вполне практические статьи. Например, один из текстов был посвящен добыче нефти: Алоиза называла нефть «газай» и описывала, как пробивают землю огромным долотом на цепи, а потом вычерпывают нефть бочкой.

Елена Аладова и Национальный художественный музей

История художественного музея началась в 1939 году на Карла Маркса, где советская власть открыла государственную картинную галерею. Коллекция была обширной: к началу 1941-го она включала уже 2 711 произведений.

Елена Аладова, будущий директор Национального художественного музея, трудилась здесь до войны экскурсоводом. Когда немцы подступили к Минску, галерея оказалась в, мягко скажем, затруднительном положении: эвакуировать ценности было некому, а единственная машина, приписанная к галерее, была реквизирована для военных нужд. Весь основной фонд галереи остался в хранилище. Удалось спасти: лишь коллекцию слуцких поясов: ее в итоге просто спрятали в поленнице с дровами. 26 июня директор галереи закрыл входную дверь на ключ и повел оставшихся сотрудников в Колодищи — а через два дня Минск оккупировали немцы.

Во время оккупации галерея была разграблена — причем не только службой СС, отправившей картины в Германию, но и самими минчанами: украли все, что представляло ценность. Когда в 44-м Елену Аладову назначили директором Государственной картинной галереи, список оставшихся экспонатов был очень коротким: три большие скульптуры мастера Грубе и поврежденная мраморная статуя работы Торвальдсена.

Еще одна заслуга Аладовой — новое здание музея. Поначалу предполагалось поставить его на возвышении, где сейчас Министерство иностранных дел, а вниз, к Свислочи, должна была спускаться терраса с площадями и фонтанами. Но тогда участок отдали под более «серьезные» дома, а величественному музею вручили маленький кусочек улицы Ленина.

Национальный художественный музей открылся в 1957-м и до сих пор показывает минчанам искусство всего мира.

Ольга Ладыгина и архитектура Минска

Ольга Ладыгина — одна из немногих известных женщин-архитекторов в Советском союзе, заслуженный архитектор БСССР. Она с детства мечтала «строить прекрасные здания, чтобы людям было радостно жить и работать». В 1949 году Ольга защитила в Москве дипломный проект и вместе с мужем, однокурсником Евгением Заславским, отправилась восстанавливать Минск по направлению профессора Михаила Барща. В частности, она участвовала в проекте жилых домов по Ленинскому проспекту в районе площади Победы и улицы Янки Купалы. Так, благодаря Ольге появились дома напротив цирка, украшенные вазами и цветочными венками.

Позже Ольга создала проект планировки центра города: от проспекта Независимости до Захарова, от улицы Змитрока Бядули и до Козлова; спроектировала жилые дома на Кульман, которые еще называют «долларами»; больницы в Боровлянах и Лесном. А для работы над жилым районом вдоль Богдановича, Хоружей и Кульман она даже привлекла известного скульптора Александра Кондратьева.

Но одним из наиболее важных для Ладыгиной проектов стал Дворец водного спорта — здание отметили серебряной медалью ВДНХ и внесли в список памятников беларуской архитектуры советского периода, находящихся под охраной государства. К сожалению, этот проект не был завершен согласно ее замыслу: рядом с Дворцом так и не появились гостиница, теннисные корты, открытый плавательный бассейн и многое другое.

Наши современницы

Елена Динман и IT-школа для слабослышащих MyFreedom

История IT-школы MyFreedom началась с того, что выпускница филфака Елена Динман в 2007-м взяла в кредит шесть компьютеров и арендовала маленькое помещение в сквош-клубе на Калинина. Приглашения на курсы она поначалу лично разбрасывала по почтовым ящикам — и набрала таким образом первые группы.

Спустя 10 лет, когда MyFreedom стал одним из авторитетных образовательных проектов Минска, Елене пришла идея обучать людей с нарушениями слуха. В 2017-м на курс 3D-моделирования пришел глухонемой парень Максим Молнар. Он не мог общаться с учителями обычным способом, и потому для него разработали специальную программу обучения — письменные задания и пояснения к ним.

Максим успешно прошел 9-месячный курс, после чего предложил себя в качестве преподавателя. Обучать он хотел таких же ребят, как и он сам, — глухих и слабослышащих. Таких оказалось немало, и первая группа собралась быстро.

Сейчас IT-школа для слабослышащих на базе MyFreedom — уникальный для постсоветского пространства проект. Программой обучения заинтересовалось огромное число людей с нарушениями слуха из России, Украины и Казахстана, после чего было принято решение запустить проект online.

Ольга Горбунова и Убежище для женщин

В 2002 году в Минске было зарегистрировано общественное объединение «Радислава» — его основали женщины, пострадавшие от насилия, для помощи другим женщинам в аналогичной ситуации. Тогда же открылось первое Убежище на четыре места.

Ольга Горбунова пришла на линию доверия «Радиславы» спустя год, в 2003-м — помогать женщинам, побывавшим в сексуальном рабстве. Тема насилия была знакома ей не понаслышке: маленькая Оля видела, как папа пил и бил мамую

В 27 лет недавно родившая Горбунова возглавила «Радиславу» после ухода прежней руководительницы Татьяны Шило. Больше никто не решился — у всех сотрудниц была основная работа. С тех пор Ольга бессменно руководит проектом.

За последние три года это место помогло более 300 людям; на его базе открылась группа взаимопомощи и курсы по женской самообороне Wen-Do. Также недавно Ольга и активист Паша Теплота решили основать кафе-клуб «Safe Space», чтобы трудоустроить женщин, пострадавших от домашнего насилия. С этим проектом они выиграли благотворительную поездку в Прагу от Social Weekand, где смогут ознакомиться с четырьмя заведениями похожей направленности.

Валентина Киселева, Анна Чистосердова и галерея «Ў»

Без этих женщин не было бы галереи современного искусства «Ў». В 2009-м Валентина Киселева и Анна Чистосердова ушли из галереи «Подземка» и основали свою — с выставками и перформансами в помещении бывшего пункта приема стеклотары. Практически сразу галерея стала культовым местом, которое привозило в Минск работы художников с мировым именем: от Мартина Парра до Тильды Суинтон. Но ее основной целью была популяризация современной арт-сцены Беларуси.

После того, как компания «А–100 Девелопмент» выкупила квартал, где располагалась галерея «Ў», Валентина и Анна просто сменили адрес своего детища с Независимости на Октябрьскую, и по-прежнему устраивают культурные мероприятия с бокалом хорошего вина.

Анна Герина и фонд «Геном» в помощь детям с редкими заболеваниями

В 2008 году минчанка Анна Герина узнала, что у ее годовалой дочери Яны редкое заболевание — спинально-мышечная амиотрофия, генетическое заболевание, из-за которого по всему телу медленно отказывают мышцы. В конце концов человек не может дышать и умирает.

Тогда Анна впала в отчаяние. Не зная, как помочь дочке в Беларуси, женщина решила выиграть Green Card. Увы, США так и остались мечтой. Но примерно тогда же, 10 лет назад, Анна познакомилась с другими родителями и поняла, что не одинока.

В 2013-м Герина создала первое и единственное объединение родителей, воспитывающих тяжелобольных детей с редкими генетическими неизлечимыми нервно-мышечными заболеваниями в Беларуси, и назвала его «Геном». Теперь это общественное объединение помогает и детям, и взрослым.

В ближайшем будущем «Геном» планирует заняться выявлением больных в регионах, ведь сейчас 30 % членов объединения — жители Минска и Минской области. Также фонд хочет инициировать изменения на законодательном уровне, чтобы улучшить качество поддержки людей с редкими заболеваниями.

Анна Горчакова и «Белорусский детский хоспис»

Анна Горчакова трудится в «Белорусском детском хосписе» с 1994-го — практически с момента снования. «Никогда у меня не было идеи открыть хоспис — я достаточно успешный клинический психолог и начинала работать в нашем первом онкологическом центре. Там так или иначе встал вопрос: что делать с теми, кого невозможно вылечить. Однажды главный врач меня поставила перед фактом, что отправляет учиться в Америку. А там меня встретили как человека, который открывает хоспис. Так я его и открыла», — позже рассказывала она в интервью.

Задача хосписа — не облегчить смерть, а улучшить качество жизни. Почти 25 лет Анна и ее коллеги помогают детям жить без боли, а также оказывают психологическую помощь их родителям. Не так давно хоспис запустил выездную службу «Мобильная паллиативная абилитация» для тяжелобольных детей в регионах.

Алеся Литвиновская и курсы «Мова нанова»

В 2014-м филолог Алеся Литвиновская вместе с журналистом Глебом Лободенко основала в Минске курсы «Мова нанова», которые должны были заново обучить беларусов родному языку.

С тех пор филиалы курсов открылись во всех областных городах Беларуси; каждую неделю занятия посещает около 650 студентов. Обучение проходит в интерактивной форме — так, недавно семинар провела практикующий стоматолог, которая рассказала на мове о гигиене зубов.

В обучении языку Алесе помогает ее опыт: она 13 лет преподавала беларуский в лингвистическом университете, пять лет была инструктором по русскому и беларускому в посольстве США — обучала американских дипломатов, в том числе и Джорджа Крола. Также она научила мове шведского посла Стефана Эриксона и английских послов Розмари Томас и Найджела Гулд-Дэвиса.

Сейчас Алеся продолжает доказывать на собственном примере, что беларуский — не скучные передачи на БТ, а живой язык, которым вполне можно пользоваться в быту.

Инна Карней и TEDxMinsk

С 2009 году по всему миру проводятся конференции TEDx — локальные мероприятия, сделанные по стандартам и лицензии глобального TED. Цель таких конференций — дать возможность местным сообществам, организациям и индивидуальным предпринимателям поделиться своим опытом.

Первая конференция TEDx в Минске прошла девять лет назад — лицензию на проведение TEDxMinsk получил Дмитрий Гончаров. За пять лет было проведено семь локальных событий под этим названием, а в 2013-м прошел первый «живой» TEDxMinsk с беларускими спикерами.

Инна Карней стала лицензиатом программы TEDx в Республике Беларусь в 2014-м. «Мне показалось хорошей идеей включиться в проект, не требуя оплаты взамен. У меня был опыт организации конференций, мне нравилась мысль об участии в движении по распространению идей. Деньги в этом раскладе не имели значения, важнее было время. Маме с четырьмя детьми нужно было его откуда-то взять, поэтому работа и семья чуть потеснились, чтобы дать место волонтерскому проекту, — рассказывала позже Карней. — Нас было всего восемь человек, поэтому каждый брался за любую задачу. В итоге мне пришлось научиться рассчитывать финансовую составляющую проекта, организовывать продажу билетов и даже писать первый в жизни пресс-релиз. Дальше — больше. Теперь я возглавляю команду из 30 волонтеров, которая организует конференции TEDx в Минске по лицензии глобального TED».

Вплоть до 2017-го «живые» конференции проводились под маркой TEDxNiamiha, пока команда организаторов не получила лицензию на расширенный TEDxMinsk`2018. Конференция не планирует сбавлять обороты: в новом сезоне нам обещают TEDx на сцене Купаловского театра и конференцию для подростков TEDxYouth@Minsk.

Материал подготовлен при поддержке

Начать дело своей мечты легче, чем кажется! Даже если ты женщина в Беларуси

Бренд Активиа запускает второй сезон проекта «Гранты 2.0». Этот проект для беларусок любых возрастов и занятий, для тех, кто хочет сделать что-то свое и важное, но не всегда имеет для этого возможность.

До 4 ноября на сайте activia.by любая беларуска, у которой есть идеи и желание эти идеи реализовать, может подать заявку на участие в проекте «Гранты 2.0».

Главное – это рабочая идея и вера в свои силы. «А стартовый капитал и помощь менторов мы предоставим», – пообещали представители бренда.

Гранты по 5500 рублей каждый на воплощение своего проекта можно получить в семи разных сферах: бизнес, искусство, технологии, активная жизнь, медиа, социальные проекты и урбанистика. Кроме грантов Активиа привлекает квалифицированную помощь менторов, отвечающих каждая за свою сферу. Это Руся – солистка Shuma, Надежда Ручанова – CEO Invento Labs, Марина Шалимо – основательница студии по пошиву обуви Sutoria. Леся Пчелка отвечает за социальные проекты, Катерина Ковалева – одна из основателей студии LEVEL80 | architects, создатель студии YOGA PLACE Наталья Новикова и ваша покорная слуга – главный редактор The Village Беларусь Женя Сугак.

Верить в себя и подать заявку можно (и нужно) здесь.

Сумма гранта включает подоходный налог. Налог удерживается Организатором из суммы денежных средств, подлежащих перечислению на реализацию проекта.

Иностранное рекламное унитарное предприятие «Вондел Медиа» УНП 192208517