Што робiцца«Чтоб все было красиво»: Как власти превращают Минск в город аккуратненьких сереньких стен
«Не понравился кому-то в администрации района»
За последние 10 дней в Минске стало на две «аккуратненькие серенькие» стены больше — коммунальщики закрасили знаменитую мозаику на здании гимназии и мурал Мити Писляка. Это не единственный случай, когда минские власти превращают красивый арт в серость, даже если он не имеет ничего общего с политикой. The Village Беларусь вспомнил, на каких еще серых стенах Минска раньше были интересные муралы и другое городское искусство.
Знаменитая мозаика на стене спортазала гимназии №15 появилась тогда же, когда и сама школа — в 1973 году. В изображении угадывались космонавты, по-видимому, устремленные в светлое будущее.
В июне 2020-го при капитальном ремонте фасада мозаику закатали слоем серой краски, аргументировав это тем, что в историко-культурную ценность она не входит, поэтому, ну и что, что красивая, «много красивого чего есть, но такая наша жизнь» — вместо нее теперь будет «просто обычная стенка аккуратненькая, серенькая».
С исчезновением мурала Мити Писляка с офисного здания по улице Железнодорожной все более загадочно. Натюрморт с сининими пальцами, яблоками, тыквой и глазами появился на этом здании в 2017-м году в рамках фестиваля Vulica Brasil.
Автор рассказывал, что этим рисунком он, как вегетарианец, хотел пригласить окружающих к диалогу и провести аналогию между телом людей и животных, части которых, по его мнению, одинаково странно выглядят в натюрморте. Вчера стена с ярим рисунком превратилась в аккуратненькую серенькую:
Городские власти отказались комментировать новый арт коммунальщиков, а работающие в этом здании минчане рассказали, что некоторые местные жители жаловались на рисунок Писляка.
«Живое» сердце рядом с Железнодорожным вокзалом
Почему закрасили: не понравился кому-то в администрации района.
Изображение сердца появилось на улице Рабкоровской, 21 в Минске в 2017-м году. Его нарисовал аргентинский художник Франческо Босолетти в рамках арт-проекта Urban Myths. Не без приключений: в первый же день, когда Франческо начал рисовать, его забрали в милицию, потому что граффити не было согласовано с городскими властями. Правда, в милиции его продержали не долго: через пару часов художник вышел на свободу и завершил работу.
Вот как он тогда объяснил свою задумку:
— Сердце символизирует не только географическое размещение Беларуси в центре Европы, но и живую душу народа. Корни вековых дубов стали артериями, а переплетение вен-рек разносит насыщенную кислородом кровь по всему телу.
В большинстве культур сердце считается основным органом памяти. Именно в сердцах людей живут воспоминания и чувства. Во всей полноте мурал можно разглядеть, только поставив фотокамеру в режим цветовой инверсии, ведь не вся суть вещей заметна с первого взгляда.
Кроме идеи рисунок был интересен тем, что, если инвертировать его снимок, сердце превращалось из синего в как будто настоящее.
В мае 2020-го мурал закрасили без официальных объяснений. Но, по словам руководителя Urban Myths Олега Ларичева, рисунок сразу же не понравился прежнему руководству города, решение его закрасить приняли еще за пару лет до того, как это осуществили, а медлили, видимо, потому что не было финансов. Стена в итоге получилась, правда, не серая, а другого любимого цвета коммунальщиков — бежевый.
Жизнеутверждающее граффити на мосту у «Динамо»
Почему закрасили: потому что «Варвары!»
После очередного фестиваля Vulica Brasil в 2017-м обычный бетонный мост у стадиона «Динамо» повеселел благодаря муралу бразильского художника Rimon Guimaraes. Но спустя почти год кто-то его частично замазал белой краской — как будто очень спешил.
Никто из городских властей публично так и не взял на себя ответственность за это: в администрации сказали, что даже не в курсе случившегося, в Мингорисполкоме предположили, что, возможно, мурал закрасили из-за открытия обновленного стадиона «Динамо», в в Комитете архитектуры Мингорисполкома воскликнули «Варвары!». С этим сложно не согласиться.
Человек без лица, яркая маска и веселые распределительные ящики
Почему закрасили: чтобы утеплить дом (или нет), потому что «это вынужденная мера»
Выглядит так в желании минских властей перекрашивать в серый случаются пики примерно раз в несколько лет, а потом оно выходит на волнообразное плато. Прошлый «плановый» пик, то есть не связанный с необходимостью срочно реагировать на политические граффити, пришелся на 2018 год, когда с минских улиц исчезли сразу несколько живых, милых и приятных глазу артов: полиция, барбершоп и творческий центр с распределительных ящиков на Золотой горке, маска на улице Платонова, «Человека без имени» на Воронянского.
«Человека без имени» на жилом доме Воронянского, 13/1 нарисовал известный греческий художник iNO в 2015 году. Сайт Streetartnews тогда внес его в список лучших стрит-арт-произведений в мире за октябрь, но некоторые минчане не оценили работу и даже требовали, чтобы ее закрасили. Спустя три года это и произошло — стена стала аккуратненькой желтой.
Свидетели превращения мурала в желтую стену путались в показаниях. Городские власти говорили, что его закрасили не потому, что возмущались жильцы, а потому, что в многоэтажке запланирована тепловая модернизация. А возмущенные жильцы говорили, что дом уже утепляли, и верили, что это их жалобы спустя три года были услышаны. Другие же минчане тогда шутили, что можно было бы там нарисовать из актуального:
Кто создал арт на Золотой горке и Платонова до сих пор неизвестно, но продержались они там только несколько месяцев, прежде чем исчезнуть под слоем то ли бежевой, то ли серой краски «по распоряжению ЖКХ»:
Тогда у Мингорисполкома спросили, почему вообще все закрашивают, ответ был такой:
Городские власти дают разрешение на размещение граффити и других художественных работ на фасадах зданий. Однако спрогнозировать, каким будет состояние рисунка через два-три года и как на нем отразятся погодные условия, невозможно. Если фасад подлежит ремонту, то работы будут производиться независимо от того, есть на стене граффити или нет. Это вынужденная мера. В то же время город готов рассмотреть предложения от художников по замене рисунков после завершения работ.
Портрет Василя Быкова в центре Минска
Почему закрасили: потому что без разрешения
Портрет Василя Быкова на трансформаторной будке в районе площади Победы закрасили до того, как ребята из сообщества SIGNAL успели его дорисовать. Когда на стене появилась половина тела беларуского классика, художников забрали в РУВД и в итоге дали штраф, а граффити закрасили в любимый цвет городских властей:
По официальной версии, незавершенный Быков был уничтожен, потому что рисунок на трансформаторной будке не был согласован с властями города. Но когда уже после штрафа художники попытались получить разрешение, выяснилось, что «Быков — это скорее вопрос идеологии. Это к заместителю главы района». Как вы понимаете, Быков на минской стене так и не появился.
Кот в шарфе на Захарова
Почему закрасили: «зачистка» к 9 Мая
В марте 2015-го на заборах и трансформаторных буках в районе Парка Горького вдруг появилось сразу девять рисунков с котами. Это сделали коммуникационное агентство PRCI и известные уличные художники Митя Писляк, Cowek, Kontra и Grapewave.
Через год коммунальщики решили, что «коту-лингвисту, говорящему на 19 языках» не место на трансформаторной будке и закатали его слоем краски.
В администрации района и ЖЭСе категорически отрицали свою причастность к уничтожению арту, в ЖЭСе вообще сказали, что кот был хороший и они огорчены, что он исчез. Расследование журналистов вышло на «Минскэнерго», которому подчиняется электрощитовая, и оказалось, что рисунок замазали в ходе «зачистки» дворов к 9 мая:
— Перед днем Победы нам дали поручение проверить все дворовые территории. Чтобы все было красиво. Наши сотрудники нашли этот рисунок. Там была полупившаяся краска, о него начали тушить окурки… К сожалению, рисунок пришел в негодность и мы его закрасили. Если нарисуют еще одного красивого кота, мы не против! — сказали в организации.
Помогите нам выполнять нашу работу — говорить правду. Поддержите нас на Patreon
и получите крутой мерч
Обсудите этот текст на Facebook
Подпишитесь на наши Instagram и Telegram!
Обложка: