Основательница студии Honestly Designed Лилия Кощеева живет в новостройке на проспекте Победителей. Именно с этой небольшой квартиры и началась история ее бизнеса. Лилия попросила о помощи свою подругу Марию, вместе они разработали дизайн интерьера, Лилия поняла, что нашла свое призвание, а Мария — партнера для бизнеса. Теперь их студия оформляет интерьеры в Минске и Москве.

Побеседовали с Лилией о дизайне, апсайклинге и очень бюджетном ремонте.

Текст

Тамара Колос

Фотографии

Егор Пясковский

АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ: монолитно-кирпичные жилые дома

РАСПОЛОЖЕНИЕ: проспект Победителей, 127

ГОД ПОСТРОЙКИ: 2014

ПЛОЩАДЬ: 37 778 кв. м

ЧИСЛО КВАРТИР: 270

КОЛИЧЕСТВО ЭТАЖЕЙ: 11

ПРОДАЖА: 63 000–107 000 долларов за 1-комнатную, 83 000–127 000 за 2-комнатную, 205 000–219 000 долларов за 3-комнатную

АРЕНДА НА МЕСЯЦ: 550 долларов за 2-комнатную квартиру, 900 долларов за 3-комнатную

АРЕНДА НА СУТКИ: 30–45 долларов за однокомнатную квартиру


Микрорайон Лебяжий стали осваивать за несколько лет до Чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Был заявлен частный небоскреб, а также три школы, пять детских садиков, поликлинику и другие нужные общественные объекты, для чего под снос отправился частный сектор вдоль улочек Ржавецкая, Мядельская, Вилейская, Баторинская, Мястровская, Ратомская.

К концу 2015 года успели построить 18 домов. Некоторые из застройщиков представляли иностранный капитал: китайский, израильский, российский; и многие дома фасадами выходили на парадный проспект Победителей. Так что здесь не возводили типичные панельки серий М464 и М111–90, а строили блочно-каркасные дома редких для Минска проектов.

Поскольку застройщиков тут несколько, то карта района пестрит названиями жилых кварталов и отдельных домов: «Браславский», «Д3», «Софи», «Лазурит», «Променад», «Жемчужина» и так далее. Пускай район до сих пор выглядит как большая стройка, сразу понятно, что жилье здесь несколько другого, более высокого класса. Однако подрядчики все равно умудрились устроить здесь долгострой под названием «Жемчужина» — детище «Московской инвестиционной строительной компании» должны были сдать еще в 2016-м, но по итоге продали недостроенным только в июне 2018-го.

Последним скандалом, связанным с районом, стала история с рестораном от «Тапас Плюс» на берегу пруда в заказнике «Лебяжий». В сентябре под это начали вырубать десятки деревьев и снимать тонны плодородного грунта. Строители вторглись в санитарно-защитную зону водоема и даже нарушили границы заказника. Это до недавних пор противоречило законодательству. Но в декабре Александр Лукашенко изменил границы заказника — бывший лес стал живописным местом для отдыха и развлечений, где можно строить ресторан даже в прибрежной зоне. То есть, раньше на этом участке можно было застраивать лишь до 1 % территории, а сейчас — до 18 %. Раньше на гектаре этой земли можно было построить только сто квадратных метров, сейчас — 1 800. То есть, уровень человеческого воздействия на эту природную зону возрастает почти в 20 раз.

По проспекту Победителей планировалось построить ряд жилых зданий переменной этажности, с объектами обслуживания на первых этажах, подземными парковками и пешеходной платформой, ведущей к магазинам, кафе и прочим объектам сферы обслуживания. В результате дома оформили в едином стиле и даже не покрасили в поднадоевший бежевый цвет.

В одном из сине-голубых зданий живет дизайнер интерьеров Лилия Кощеева. Она рассказала, как обустроила свою квартиру при помощи метода апсайклинга.

«Наши соотечественники сетуют на серость города, но в то же время у них бежевые квартиры»

Лилия Кощеева. Живет на проспекте Победителей, 127

Между домами нашего комлекса проложены аллеи, на одну из них выходят мои окна. Поэтому меня не беспокоит шум машин от проспекта, единственное, что летом за счет эха между домами очень слышны байкеры.

Я выбрала этот район потому, что так заведено в нашей семье. В западной части города живут родные, в этом направлении расположена наша дача. И, конечно, и с логистической, и с экологической точки зрения Лебяжий один из наиболее благоприятных районов. Считается, что 75 % времени ветер в этом районе дует с западной стороны. То есть, 75 % времени мы дышим свежим лесным воздухом. Что касается логистики, то до остановки — одна минута, до площади Победы — 10 минут на маршрутке. Один рубль, и ты в центре города.

Стилобаты, идущие вдоль комплекса, объединяют архитектурные ансамбли в одно целое и как бы приводят прохожих в нашу часть. Не могу сказать, что под ними оживленное пространство: все же это спальный район. Конечно, если бы там были кафе, а на террасах стояли столики, было бы поживее.

Я заключила договор на квартиру, когда здание еще начинало строиться, и не могла оценить красоту фасада. Но, конечно, рендеры предлагали немного другую архитектуру. Некоторые соседи даже жаловались, что в итоге дома выглядят «как больницы». То есть, их не устраивало не то, что должны быть вентилируемые фасады, а именно цвет. Но я к этому отношусь спокойно: если ты не можешь что-либо изменить, то зачем нервничать. Что же касается цвета, то я приверженец идеи, что здания не должны выглядеть как детские игрушки. Не представляю себе здания яркого цвета — салатового, оранжевого и так далее. Это дизайн для детского сада.

Как дизайнеру мне очень интересно наблюдать за тем, как наши соотечественники сетуют на серость города и хотели бы раскрасить его в разные цвета. Но в то же время, если вы зайдете к ним в квартиру, то увидите бежевый, молочный, ванильный, серый. В связи с этим у меня возникает вопрос: почему мы так любим бежевые интерьеры, что с этим цветом? Существует одна версия, которая нравится мне больше остальных — что бежевый ближе всего к цвету нашего лица, которое самый приятный для нас объект. Мы никогда не устанем смотреть на самих себя.

В 2013-м мы подписали договор на долевое строительство, и еще год ждали, пока сдадут здание. Потом долго делали ремонт, потому что все свои (и даже родительские) деньги я вложила в квартиру, и у меня не было средств на ремонт. Его в основном делал мой папа, и все шло довольно медленно. В общем, я переехала только летом 2015-го.

Разработать интерьер мне помогла Мария Степанова. Маша — моя школьная подруга. На тот момент она уже была профессиональным дизайнером интерьеров, а я занималась другим, но мне нравилось все связанное с дизайном, декором, планировками.

Ванная с двумя входами и таинственный шкаф

Если говорить о моей квартире, то все началось не с выбора цвета, а с размышлений, как сделать 42,5 «квадрата» комфортными для жизни одного или двух человек. Так что основная идея базировалась на планировке и принципе «апсайкл» — то есть, вторичном использовании вещей, которые хранились у родителей, на даче или были найдены на объектах. Дело в том, что в тот период жизни я занималась недвижимостью, и компания покупала много объектов, где нужно было организовывать ремонтные работы. Во время ремонта я находила вещи, которые должны были выкинуть за ненадобностью, и забирала их себе.

Моя квартира — с одной жилой комнатой. В одном помещении — спальня, в другом — кухня, объединенная с гостиной. Спальня получилась совсем маленькой, но еще была лоджия, на которой я планировала проводить много времени: вид очень приятный. Поэтому мы решили объединить эти два пространства цветом, а на пол положили паркет. Теперь лоджия — это место для летнего утреннего кофе (зимой там холодновато).

По всему полу в квартире, кроме «мокрой зоны», идет паркет «елочкой» — беларуский, самый мелкий, самый дешевый. Он покрыт не лаком, а маслом: такой тип покрытия позволяет чувствовать текстуру дерева, паркет на ощупь теплее и приятнее.

В ванной комнате — два входа. Дело в том, что у меня была дилемма: сделать вход из прихожей или из спальни. Но тогда гостям из гостиной приходилось бы преодолевать спальню, чтобы зайти в ванную, а мне — оббегать всю квартиру по часовой стрелке. В итоге я предусмотрела два выхода. Хотя да, у меня возникали вопросы, как закрыть сразу обе двери. Но потом я подумала, что, в конце концов, это квартира для одного или двух людей, причем не посторонних. Так что с проблемой закрытых дверей можно разобраться.

Теперь в ванной довольно просторная душевая, есть ванна, туалет, раковина и расположена «постирочная зона», где стоит машина и хранятся принадлежности для стирки и хозяйственных потребностей. Все подбиралось постепенно, например, ванна довольно дорогая, а унитаз совсем обычный. На стене висит зеркало из родительского дома, мрамор на фартуке и на полу душевой — остатки с проектов, которые нельзя было вернуть поставщику. Все же на тот момент материальный фактор играл основную роль — хотелось поскорее переехать в свою квартиру. На первом месте для меня была цена, а уже потом — дизайн. Хотелось бы наоборот, но…

Прихожая отделена от гостиной Г-образным шкафом. Одно из оснований буквы Г имеет двойное использование: с одной стороны, это шкаф для обуви, с другой — шкаф для посуды. Там же стоит стол, и образуется зона столовой. Шкаф окрашен в цвет стен, поэтому сразу и не поймешь — это стена, мебель или что еще.

«Соседи по даче всегда рады отдать вам свое старье»

Как я уже говорила, в основе оформления интерьера — концепция апсайклинга. Так, на кухне стоит бабушкин стол и стулья, которые мы собирали по соседям. Такие стулья несложно найти, у всех есть один или два. Тем более что соседи по даче всегда рады отдать вам свое старье, с этим никогда нет проблем. Но когда они видят, как это смотрится в современном интерьере, то начинают немного сожалеть о своем опрометчивом решении.

В спальне стоит кровать, которую мы делали под заказ из массива дуба с мягким изголовьем, рядом — винтажная тумба 60-х годов. Светильники, что над изголовьем и помещены в картины, я покупала в Барселоне: это итальянские светильники, которые не так давно нашли на каком-то складе, обновили и продали. Рядом с дверью — оранжевый советский светильник: я тоже его нашла на каком-то объекте и просто не смогла оставить. Текстильные шторы куплены на ваучер, который я выиграла на конкурсе в рамках Espocada Design Week.

Думаю, самое эффектное, что есть в квартире и принесено практически с мусорки — это высокие, массивные двери. Не могу похвастаться, что им 60 или 70 лет, скорее, их поставили лет 20 назад. Мы нашли их в одной из сталинских квартир, где делали перепланировку. Мы объединяли пространства, и некоторые двери остались не у дел. Какое-то время они просто стояли, затем я забрала их себе. Так что в моей квартире мы делали проемы уже конкретно под эти двери. У них нестандартная высота — 2,20, на 20 сантиметров выше, чем обычно, что визуально «поднимает» потолок. У меня высота потолков 2,70 метра, плюс я покрасила карнизы в цвет стен, что позволяет визуально вытянуть стены.

Еще ценен зеленый диван, который мой папа перешивал собственными руками. Соседи отнесли его на мусорку на даче. Вообще, у моих родителей очень удачно расположен приусадебный участок — в двух участках от свалки, на которую на майские праздники соседи вереницей несут вещи. Это как бэк-ярд — ты можешь прийти туда и до бесконечности рассматривать только-только принесенные, еще тепленькие вещи. Маме не очень нравится этот фактор мусорки поблизости, а вот мне — да.

Позже я приобрела другой диван — красный. Вообще, красный и зеленый друг друга комплементируют. На цветовом круге они расположены напротив и отлично сочетаются. Ведь красно-зеленый цветок не режет глаз.

Я считаю, что мебель 50-х и 60-х отлично подходит нашим невысоким помещениям. Эта мебель с прекрасным функционалом, которая в то же время смотрится очень легко и пропорционально. Но, честно говоря, я бы никогда не взяла вещь — с мусорки или еще откуда-либо — которую уже кто-то пытался реставрировать, например, красить масляной краской в несвойственный ей цвет. Я против того, чтобы люди окрашивали шпон, покрытый лаком. Это ее испортит.

Но если подержанная вещь стоит на своих ногах и нравится вам визуально, подходит по размеру и функции, то почему бы ее не забрать?

Картины Костюченко и винтажные эстампы

В гостиной висит много картин, например, Татьяны Кондратенко. Но самая любимая — мой портрет кисти заслуженного беларуского художника Василия Костюченко. Мне на этом портрете 16 лет, то есть, это было 19 лет назад. Рядом висит еще одна его работа — «Розы», которую я тоже очень люблю, мне нравится его стиль. Плюс ко всему Василий Костюченко — друг нашей семьи, что придает его работам дополнительную ценность.

Рядом висит эстамп с совой, который я нашла на объекте под слоем пыли. Он невероятный: если присмотреться, то внизу справа — какой-то человек, похожий на Кощея, а над дубом кружат орел, комары, летучие мыши. Моя фамилия Кощеева, так что мне очень понравилась эта композиция.

В спальне на тумбочке стоит статуэтка беларуского скульптора Сергея Бондаренко, автора композиции у цирка «Кот, черепаха и слон-жонглер». У него много больших работ, но он делает и прекрасные небольшие скульптуры, которые можно приобрести. Сергей Бонадренко живет в моем подъезде, и, более того, он отец моего одноклассника.

На стене над кроватью висят эстампы из квартиры моей бабушки в Сызрани. Мне хотелось использовать их у себя, так как в подобных вещах я чувствую историю и какое-то тепло. Они для меня уникальны, и я отношусь к ним очень трепетно, особенно с недавних пор, когда бабушки не стало.

Конечно, у меня есть элементы и из «масс-маркета», например, ваза и ручки Zara Home, табурет и стол IKEA. Я не против IKEA, но против того, чтобы обставлять ею квартиру «с ног до головы». Также я бы не ставила основные вещи, например, икеевский диван, потому что у меня есть вопросы к его качеству. Но какие-то предметы декора — почему бы нет? Дозированно они решают проблему.

Я также хорошо отношусь к обоям, потому что они помогают справиться с определенными функциями: например, декорировать стену или скрыть ее недостатки. Но подбором обоев должен заниматься человек, который знает, что делает, и умеет это делать.

Недостаточно сделать просто «голую стену», даже если она довольно насыщенного цвета и оформлена большим количеством картин. Просто стена серого или бежевого цвета — не самое лучшее, что вы можете сделать со своей квартирой.