Забаўкі«Ваша визитка — говно»: Что Лебедев успел раскритиковать в Беларуси перед тем, как закрыл свой линч
Это невероятно х***во, однообразно и неразличимо
Дизайнер Артемий Лебедев сообщил, что закрывает свою рубрику «Бизнес-Линч», в которой работники студии Лебедева рецензировали образцы дизайна, слоганы, логотипы, которые присылали им читатели. The Village Беларусь припомнил, как Лебедев с компанией жестко критиковали вещи из Беларуси.
Что случилось?
Дизайнер Артемий Лебедев написал у себя в телеграм-канале:
«31-го августа выйдет последний выпуск "Бизнес-линча", проект отправится на заслуженную пенсию. Первая рецензия была посвящена визитке. Поэтому я хочу в течение всего августа для красивого закрытия оценивать только визитки».
А что это за «бизнес-линч» такой?
С судом Линча он не имеет ничего общего. Это рубрика на сайте студии, где сам Артемий Лебедев и члены его команды оценивают дизайн самых разных вещей: сайтов, логотипов, элементов уличной инфраструктуры и так далее. Рубрика появилась в 2006 году, с тех пор вот уже 13 лет ежедневно появляются новые «разгромы» дизайна.
«Бизнес-линч» пришел на смену ежеквартальной рубрике «Порка» для дизайнерских работ, но в другом формате и с иной периодичностью.
«Я решил не возобновлять ежеквартальную «Порку». Теперь раздел будет ежедневным, — пояснял Лебедев в интервью «Хабрахабру». — Ежедневность в данном случае — это 365 рецензий в год, написание которых не должно мешать моей основной работе. Когда я придумал технологию написания рецензий, сразу объявил о возобновлении проекта».
Первой рецензией в «Бизнес-линче» стала оценка визитки компании «Небоскреб». Артемий Лебедев выдал такой вердикт: «Ваша визитка — говно». С тех пор в рецензиях стало больше мата и указаний на конкретные огрехи.
Комментаторы сомневались, что Лебедев потянет делать такие ежедневные рецензии, но скоро формат прижился, и в рубрике появились постоянные читатели.
А что-то беларуское он «линчевал»?
Прошлым летом The Village Беларусь подробно рассказывал, какие образцы беларуского дизайна рецензировали Лебедев с компанией. Под раздачу попали официальная и неофициальная схема, а также турникет минского метро; самолет «Белавиа», забрендированный World of Tanks; упаковка лампочек; логотип 950–летия Минска; электробус «Белкоммунмаш»; остановки в Новой Боровой; банкноты Вейшнории; логотип баскетбольного клуба «Цмокі-Мінск»; логотип благотворительного проекта KaliLaska; социальная реклама фонда помощи детям «Шанс»; логотип Wargaming; проект долларов США; лавочки в Жодино.
А что вышло с тех пор?
За прошедший год студия Лебедева выдала еще полтора десятка рецензий на образцы дизайна из Беларуси. Сейчас припомним, что там было.
Что: Желтые вазы в Минске
Когда: октябрь 2018
Вазы на балюстраде вдоль проспекта Независимости в Минске покрасили в ярко-желтый цвет (к слову, предыдущие десять лет они тоже были желтыми, но не такими яркими). Эта покраска наделала немало шума в городе и интернете.
Линч: Егор Жгун из студии Лебедева высказался кратко и без матов:
Да оставить желтыми, конечно
Что: Логотип IT-портала Dev.by
Когда: октябрь 2018
Некто Михаил написал в студию Лебедева: «Белорусский сайт https://dev.by поменял логотип. С ним всё хорошо?».
Линч: дизайнер Эркен Кагаров выдал еще более краткую рецензию, чем его коллега накануне, и ответил:
Да
Что: Скоростные поезда SkyWay — Струнный транспорт Юницкого
Когда: октябрь 2018
SkyWay — инновационный струнный транспорт беларуского разработчика Анатолия Юницкого. Сейчас его компания работает на испытательном полигоне под Марьиной Горкой и в перспективе обещает пассажирские перевозки на скорости до 500 километров в час. Многие считают, что SkyWay — это современная технологичная финансовая пирамида вроде Kairos.
Линч: дизайнер Алексей Шаршаков, который в студии Лебедева специализируется на «линчевании» транспортных средств, выдал длинную характеристику проекту SkyWay:
Выглядит странно и сомнительно. Система требует инфраструктуры не меньшей, чем железная дорога. Только более заметной.
В качестве плюса отмечают минимальный землеотвод — только под опоры. Но как можно будет использовать пространство между опорами? Что будет происходить при неисправности, когда кабина с пассажирами застрянет на высоте 15 метров? Наверное, необходимо как-то до нее добраться и, очевидно, с земли.
Движение возможно по достаточно плавным, почти прямым траекториям. Что не прибавляет мобильности и маневренности. Заявленная высокая скорость 150 км/ч на гибком рельсе возможна между опорами, на опоре возможная скорость — 30 км/ч. Значит, фактически состав будет двигаться именно с этой скоростью.
Тележки приводят в движение электродвигатели, работающие от батарей, расположенных в верхней части капсул. Чтобы составы не простаивали во время зарядки, нужно будет менять блок батарей, а значит, необходимы специальные склады, где сменные батареи будут хранить и заряжать. Пути расположены достаточно высоко, а значит, для погрузки груз нужно поднять до высоты грузовой капсулы, и на месте назначения опустить обратно на землю.
Кажется, что минусов намного больше, чем плюсов, хотя идея выглядит симпатично. Думаю, для решения каких-то локальных транспортных задач она вполне подойдет, но как глобальная транспортная система вряд ли
Что: Логотип 750–летия Могилева
Когда: октябрь 2018
Читатель Сергей участвовал в разработке логотипа к празднованию 750–летия Могилева, но победил другой вариант. Он попросил работников студии оценить его идею и официальный логотип.
Линч: дизайнер Эркен Кагаров отметил общий подход: «Показывать на юбилейных логотипах городской памятник или дома — очень банальный ход».
Официальный логотип он оценил так:
Эта работа хаотична — часть зданий фронтально, часть в ракурсе, много случайных толщин. И в целом перебор деталей и элементов. Ее плюс — фактура вышивки придает колорит
Неофициальный логотип удостоился еще более краткой оценки:
Здесь все почище, но сухо и скучно
Что: Концепция лучшего туристического бренда страны
Когда: декабрь 2018
Национальное агентство по туризму в конце ноября открыло голосование за лучшую концепцию туристического бренда Беларуси. И пока шло голосование (среди конкурсных работ были те, что обыгрывали образ василька, зубра или контуров Беларуси, причем зубр или василек могли быть нарисованы как раз в форме контуров страны), The Village Беларусь отправил предложенные варианты Артемию Лебедеву с просьбой оценить логотипы. Студия Лебедева постаралась и выдала по нашей заявке обширную рецензию!
Линч: сотрудник студии Сергей Кулинкович (кстати, сам беларус) выдал объемную рецензию на 17 предложенных логотипов и прошелся по каждому.
Задача туристического логотипа — вызывать интерес, цеплять, интриговать, поддерживать туристическую рекламную коммуникацию, помогать человеку выбрать нужное направление для очередного путешествия. В этом контексте просто наличие в логотипе орнамента, зубра, василька или очертаний границ государства — это еще не успех. Скорее, один из возможных поводов для начала разговора
Подробный анализ каждого варианта читайте в подписях к иллюстрациям.
Что: Сайт оператора Life :)
Когда: декабрь 2018
Мобильный оператор Life :) радикально сменил дизайн сайта: теперь вместо традиционного красного и белого цветов там все желто-синее.
Линч: сотрудник студии Сергей Кулинкович выдал такую рецензию:
Стиль бодрит свежестью, нехарактерной для серьезных инструментов бизнеса. На первый взгляд, это выгодно отличает компанию в среде и говорит о смелости тех, кто там у руля.
С другой стороны, все эти яркие графические ходы не помогли решить (а может, даже усугубили) общую проблему большинства мобильных операторов: мутную информационную архитектуру. О понятности и прозрачности структуры услуг пока говорить не приходится
Что: Социальная реклама МЧС
Когда: январь 2019
В студию прислали социальную рекламу беларуского МЧС, где под слоганом «Жизнь — это не кино» показано, как опасно строить из себя супермена и какие супергерои на самом деле спасают горожан.
Линч: сотрудник студии Александр Штефанец так оценил креатив беларуских спасателей:
Очень клевая идея, но очень плохой продакшен. Потратили бы чуть больше денег на дизайн — и была бы бомба. Але усе роуна, тоусты лайк
Поправим Александра: правильно писать «Але ўсё адно, тоўсты лайк».
Что: Наружная реклама бургерной «ДжонФёдор»
Когда: февраль 2019
Агентство «Джекил и Хайд» разработало рекламную кампанию для беларуской бургерной «ДжонФёдор», логотип для которой создала «Студия Артемия Лебедева». Представители бургерной обратились в агентство за разработкой наружной рекламы, в которой отражены главные преимущества «ДжонФёдор»: «качественные ингредиенты и свежее натуральное мясо». Агентство воплотило идею кампании в слогане «Для тех, в ком жив инстинкт охотника».
Линч: дизайнер Александр Штефанец, часто «линчующий» в студии наружную рекламу, высказался так:
Очень клевый продакшен, но очень слабая идея. Сорян. Видно, что изначально сделано для хайпа и портфолио. Поэтому получилось эпично, но без особого смысла
Что: Корпоративный календарь «Луч»
Когда: февраль 2019
Фотографы Kanaplev+Leydik сняли для часового завода «Луч» корпоративный календарь: «Мы на Луче сделали корпоративный календарь с сотрудниками. Каждый из них и есть наша история, история наших часов. Что думаете про него?»
Линч от Лебедева: Артемий Лебедев оценил, судя по всему, не весь календарь, а лишь один листок с него — за декабрь. Вот что он написал:
Вполне ок, только перестарался помощник фотографа, который так загнул рукав, чтобы показать наручные часы у мастера
Что: Логотипы «городских» и «региональных» линий БЖД
Когда: март 2019
Артемию Лебедеву прислали и попросили оценить логотипы «нового формата железнодорожных перевозок» — так называемых городских, региональных, межрегиональных линий, которые Белорусская железная дорога ввела еще в 2012 году. Разные типы «линий» выделяются разными цветами (красный, желтый, зеленый, синий) и помечаются различными цветками: астра, фиалка, лилия, ирис, крокус, тюльпан, орхидея.
Линч от Лебедева:
Это так невероятно х***во и так однообразно и неразличимо, что даже любопытно прочитать про это в очередной рецензии линча. А в жизни это не смешно.
Ну городские линии еще можно запомнить, а остальные — как иконки для целебных трав в аптеке.
Отказать
Что: Памятная монета
Когда: март 2019
У сотрудников студии попросили оценить дизайн памятной беларуской монеты, которую Нацбанк выпустил в конце прошлого года. Это монета «Год Свиньи» из серии «Китайский календарь».
Линч: дизайнер Сергей Кулинкович высоко оценил дизайн монеты, но отметил, что изображение на сайте сделано плохо:
Достойно. Приятные белорусские памятные монеты попадаются не в первый раз. Кто-то там явно шарит.
Никакая монета не заслуживает такой подачи. Отражения, обтравка, наложение на фон сделаны просто плохо. Обычная фотография была бы богаче в 10 раз
Что: Печатный журнал
Когда: май 2019
Всеволод Волков прислал в студию фотографии обложек беларуского журнала, который недавно сменил дизайн: «Старейший белорусский журнал о сельском хозяйстве обновил обложку. Стало лучше?». Издание называется «Белорусское сельское хозяйство» — это ежемесячный научно-практический аграрный журнал.
Линч: дизайнер студии Сергей Кулинкович выдал такую рецензию:
Скучно было, скучно стало. Изменения незначительные. Попытка причесать верстку слишком робкая, чтобы вызвать интерес
Что: Дизайн карт оплаты аттракционов
Когда: июнь 2019
В минских парках аттракционов появились карты оплаты, на которые можно будет «записать» любую сумму для «покатушек» на каруселях. Использовать деньги можно будет весь сезон. Деньги на аттракционы можно потратить в любой день в течение сезона, карточку можно пополнять новой суммой.
По заявке журналиста The Village Беларусь дизайн карточек оценила студия Артемия Лебедева.
Линч: Сергей Кулинкович выдал такой вердикт:
Сомнительное решение — занимать всю полезную площадь ссылкой источник с дополнительной информацией вместо самой дополнительной информации. Что дает эта карта? Зачем мне носить ее с собой? Какой режим работы у этих парков? Больше обсуждать тут нечего, половина пластиковых карт как-то так и выглядит
В комментариях принялись ерничать над рецензией Кулинковича:
«Режим работы летом один, весной другой, осенью, зимой. Всю информацию писать на карте?», «Еще список мероприятий. Еще списки аттракционов. Еще огромная простыня контактов разных начальников секторов», «Контакты сторожа обязательно еще надо, контакты каждого, кто обслуживает аттракцион, вакансии, разделы «наши преимущества» и «отзывы клиентов». И логотип главное ПОБОЛЬШЕ! Так ведь?», «Еще телефон бабули, которая чертово колесо запускает, не забудьте».
Что: Логотип II Европейских Игр в Минске
Когда: июнь 2019
В студию прислали логотип Евроигр в Минске. «Для Вторых Европейских игр в Минске сделали логотип. Говно? Нормалек? О****но?», — спрашивает приславший.
Линч: Дизайнер студии Егор Жгун выдал такую рецензию:
Да вполне норм, но вряд ли об этом логотипе когда-то вспомнят. Он похож сразу на все подобные логотипы одновременно
Что: Меню из беларуских поездов
Когда: июнь 2019
Дизайнер Владимир Бугай, ведущий беларуского блога Pereverstal.by, регулярно показывает, как стоило бы изменить листовки, уличные вывески, наружную рекламу. Владимир просит оценить его работу: из невзрачной листовки-прейскуранта в вагоне беларуского поезда он попытался сделать полноценное меню. В своем блоге он заодно подробно рассказал, какие шаги сделал, чтобы из малочитаемого листка получилось приятное глазу меню.
Было так. Обратите внимание, что картофельное пюре почему-то попало в раздел «Кондитерские изделия»:
Стало:
Линч: сотрудник студии Сергей Кулинкович вынес такой вердикт:
Стало лучше.
Правда теперь появилось новое слабое место — графика. Видно, как графическим элементам неуютно на полосе, будто они попали на чужую вечеринку и не могут найти себе там место.
При удачной верстке рисунки такого стиля могли бы сработать, но сейчас они недостаточно наивные, чтобы быть милыми
Текст: Александр Лычавко
Обложка: Евгений Пармон