Беларуские феминистки запустили челлендж #дамаудобнаявбыту
Сегодня в байнете появился новый проект под названием «Дама удобная в быту». Это отсылка к фразе журналиста «СБ» Дмитрия Крята, который сказал про журналисток, задержанных по «делу БелТА»: «Может, они вполне себе симпатичные дамы и весьма приятные и удобные в быту».
На странице описаны правила челленджа: «Запускается челлендж #дамаудобнаявбыту. Правила его просты:
1. Расскажите свою историю из жизни, когда вы чувствовали дискриминацию, или просто чувствовали себя приниженной, в менее привилегированном положении только, потому что вы — женщина.
2. Опубликуйте свою историю в instagram
3. Поставьте хэштег #дамаудобнаявбыту».
Кроме того, организаторы планируют распространять портреты известных женщин, без которых невозможно представить современную Беларусь, а также доводить до людей цифры, показывающие социальное и экономическое положение женщин в Беларуси.
Уже появились первые истории. Например, вот история Анастасии Жаврид: «Я не удобная. Потому что прежде всего я внимательна к себе: своему настроению, своим желаниям, своему состоянию. И имею смелость заявить об этом (да, для этого нужна смелость, потому что с детства даже возможность заявить у нас,женщин, отбирают). Меня учили быть удобной — мыть полы, посуду, готовить в нашей семье считалось «священной» обязанностью женщины. Учили, что молчание — «золото» (тут уже и школе спасибо). Что мальчики направо, девочки — налево. Что дергает за косички, ставит подножку — значит ты ему нравишься. Что про месячные говорить стыдно. Что глубокий вырез на платье или короткая юбка может плохо закончится «вдруг он не сдержится». А ещё вот это вот прекрасное «да ты баба с яйцами». Я вас умоляю. То, что я смелая, умная и сильная как раз доказывает,что «яйца» тут ни при чём. Я не удобная в быту и никогда не стану удобной.Но я готова к партнёрству и честному разделению ответственности».
А пользователь Antonina Stebur описала дискриминацию в вузе: «Мне действительно повезло с родителями, которые никогда запрещали бить коленки, лазать по деревьям или отказывались покупать луноход или набор для строительства, сдабривая назидательным «ты же девочка». В моей семье, к счастью, мыл посуду и готовил не тот, кто носит юбку, а тот, у кого в этот момент было свободное время, либо мы занимались домашними делами все вместе. Потому я так отчетливо помню свой первый случай явной гендерной дискриминации. Я только поступила на философский факультет, который мне представлялся средоточием свободомыслия и бесконечного чтения, а все преподаватели казались, по меньшей мере, небожителями. И вот одним из первых предметов у нас был курс по древневосточной философии, который читала заслуженная профессор с неисчислимым количеством регалий. На втором занятии, стоя лицом к аудитории, где из 54 человек 44 были женщины, она изрекла, как ей казалось, жемчужину мысли: «Всем известно, что женщина-философ, — сказала она, — это, как морская свинка, и не свинка вовсе и в море не живет». В первые доли секунд я не поверила своим ушам, очевидно, что мое сознание сопротивлялось, каждой клеточкой своей несформировавшейся психики, принять или каким-то образом переварить то, что было сказано. Я почувствовала себя человеком второго сорта, которая занимает место божественного философа-мужчины наделенного всеми качествами гениального мыслителя от природы, а я лишь бледная тень на стене, заслоняющая свет его сверхчеловеческой рефлексии. Сама возможность, что кто-то мог — он или она здесь не имеет значение — сказать такую фразу, была для меня вопиющий. Я прекратила ходить на занятия по восточной философии, появившись лишь на зачете по предмету».