Хайп вокруг клипа Сергея Шнурова и Вадима Галыгина «8 Сакавіка» не утихает уже почти неделю. Представители беларуской интеллигенции на полном серьезе обсуждают, можно ли сниматься в таких клипах заслуженным артистам страны, спорят по поводу женской мастурбации и ищут след Кремля. The Village Беларусь решил задать эти вопросы непосредственным участникам съемки — актерам и режиссеру — чтобы исключить недомолвки. 
К сожалению, народный артист Беларуси Анатолий Ярмоленко не захотел обсуждать свою роль дирижера, страдающего от харрасмента. Поэтому мы побеседовали с менее титулованными, но не менее интересными участниками съемок.

«В клипе нет никакой тайной «руки Кремля»

Митрий Семёнов-Алейников

режиссер клипа

Хотя на моем счету много вирусных работ вроде клипа для Макса Коржа, видео для Mark Formelle, velcom и других, не могу сказать, что «вирусность» — это моя специальность.

Мы с самого начала знали, что в клипе будет Шнур, еще когда Вадим пришел к нам со своей идеей, но мы не знали, когда именно. Так как у Сергея Шнурова очень плотный график, одно время мы даже были готовы собрать технику и отправиться в Питер, но, к счастью, это не понадобилось.

У Вадима изначально была достаточно собранная концепция — он пришел к нам уже со своим видением сценариста. Мы моментально, после первой встречи, определили локации. Например, мы хотели настоящую фактурную, «живую» избу для съемки сцены ожидания, и объездили очень много точек, в том числе Раубичи и Строчицы. В итоге остановились на доме примерно в 20 километрах от Минска. А типа заводское помещение — вовсе не заводское и не относится к МТЗ. Это мастерская под Минском, где чинят трактора, она принадлежит местной сельскохозяйственной организации. Здесь все настоящее и дышит мужицким трудом.

В сцене с «заводом» в основном играли актеры, присутствовало лишь несколько непрофессионалов. Например, один точно был из местных — мы его попросили поучаствовать, так как он разбирался в тракторах и точно знал, что нужно делать. А так мы подбирали максимально «трушные» лица, того же Сергея Власова, замечательного актера, с которым я работаю не первый раз. Помню, когда я впервые зашел в мастерскую, то увидел парочку мужичков, чинивших трактор. Именно такие лица нам были нужны, фактурные, со своей историей.

Со Шнуром было очень приятно работать — он все делал быстро и без капризов, ничего такого, чего мы привыкли ожидать от звезды. Царила хорошая рабочая атмосфера — никаких скандалов, никаких неурядиц. Шнур быстро влился в коллектив, поздоровался со всеми за руку, и в ответ к нему отнеслись нормально, как к обычному человеку — в конце концов, Шнуров тоже вышел из народа.

Да, у него был российский акцент — и это нормально. Мы тоже в России выделяемся своим говором. В комментариях пишут, что мы кого-то обидели использованием трасянки. Но сейчас мало кто говорит на чистом беларуском — везде есть свои языковые смеси. И потом, где в трасянке неправда, если на ней в жизни говорят обычные люди? Не понимаю, к чему тут претензии.

Любой клип изначально является выдумкой. Эта работа тоже планировалась как шутка, как прикол, ничего серьезного сюда не закладывалось, и никого обидеть мы не хотели. То, что потом в интернете пошли столь негативные отзывы — значит, не все поняли юмора, серьезно отнеслись к нему. Хотя, говоря откровенно, это всегда случается. Даже когда ты снимаешь про котиков и собачек, кому-то видео все равно не понравится, и человек напишет: «Это пошло и ужасно».

Скажем так: я сам до определенного момента считал текст пошлым, думал, что все можно было сделать мягче, без рук и трусов, пока не дал послушать трек своему знакомому. У того человека была совершенно другая реакция, никаких возгласов вроде «о господи, что ты мне включил». Вот тогда я понял, что это проблема моего личного восприятия.

Мы все по-разному воспринимаем и реагируем на одни и те же вещи. Странно, что та же группа «Ленинград» вот уже лет 10 выпускает песни без всяческих ограничений, пишет достаточно пошлый материал, к которому тем не менее все привыкли. Но стоило возникнуть чему-то подобному на беларуском языке, как тут же пошла негативная реакция, будто мы монашки, услышавшие разговор на табуированную тему. Не говорю обо всех беларусах — только о некоей части интеллигенции, которая относится к подобному по-снобски и с опаской. Это их право.

Клип абсолютно простой, в нем нет никакого потайного смысла, никакой тайной «руки Кремля», как кто-то писал. Когда я прочел, что наша работа якобы заказана Кремлем, то вообще обалдел, это такая глупость!

Работая в Беларуси, я вижу, что в нашем шоу-бизнесе и в целом в медиасреде все очень ровно, правильно и очень стерильно, и как только возникает что-то, о чем мы стесняемся говорить, сразу же начинается вулканическое бурление. Но подобные всплески полезны для развития общества. Чем больше возникнет разнородного материала — и пошлого, и непошлого, и умного, и глупого, и смешного — тем скорее идет развитие и формирование вкуса, отношения к различным вещам, в том числе к своей культуре и сексу.

Мне лично феминистки ничего не говорили по поводу сексизма в видео, и я, признаюсь, не очень хочу слышать это от них лично. Нет, я не против их нелегкой борьбы и хорошо к ним отношусь, просто не люблю фанатиков и радикализма. Хотя у нас радикалов как таковых и нет, мы в этом отношении опять-таки ровные.

После съемок мне стали много писать, но в основном это предложения по съемкам, по работе, а не сообщения вроде «автор, сдохни» — мне такое написали впервые давным-давно, когда я снял хороший и, наверное, честный клип для группы «Без Билета». После этого я достаточно слышал критики по многим своим работам — это очень закаляет. После такого понимаешь: что бы ты ни сделал, всегда найдутся люди, которым это не понравится. Слушай всех, делай выводы, но создавай, как считаешь нужным.

«Лучше жену удовлетворить, чем она будет заниматься самоудовлетворением»

Натали Роше

стилист, телеведущая

Я слышала текст этой песни задолго до съемок, потому что Вадик Галыгин мой друг. Помню, мы сидели у него дома веселой компанией, когда он сказал, что думает снять клип. Мы тогда ответили, что поддержим его. И вот спустя достаточно много времени мне позвонил Вадик и сказал: «Натусь, как насчет того, чтобы сняться?» Я даже не спрашивала сценарий, потому что знаю, что мои друзья мне плохого не предложат. Кроме того, искусство плохим не бывает, бывают плохими актеры, которые в нем снимаются.

То, что там будет Шнур, стало для меня приятным сюрпризом. Я узнала о его участии только 8 марта, когда мне прислали сам клип. Я вас уверяю, ни один человек не сказал, что Шнур будет в клипе. Если даже кто-то и знал, то не кололся.

Съемки проходили в самом настоящем клубе в черте Минска — причем мы с Ларисой Грибалевой были приятно удивлены, что еще есть такие чистые аккуратные клубы. На площадке были Лариса, Виктория Ботякова, уважаемый господин Ярмоленко, мама Вадика, остальные, насколько мне было известно, актрисы театра и кино.

Мне сделали грим. А вот платье было мое, от Hermes — его выбрали просто из-за расцветки. Не то чтобы клип был «деревня деревней», просто по сюжету девушки должны были быть забавными, одинокими и одетыми кто во что. Облизывание моих губ, которое тоже потом обсуждали, было частью сценария.

Ярмоленко большой профессионал — выдержал все эти женские хи-хи и ха-ха, весь день, на равных. Не звездился, хотя является заслуженным артистом Беларуси — у него не было отдельной гримерки, ел тот же обед, что и мы, смеялся и делал с нами селфи. Большой ему респект, он молодец, и многим, кто его комментирует, даже близко не добраться до его уровня.

Лариса Грибалева, которую знают уже не первое десятилетие, тоже могла бы высказывать свое фи по поводу каких-то нюансов, но она простой обычный человечек, с потрясающим характером и чувством юмора, поэтому все было в порядке.

Меня очень удивляет этот срач (извините) вокруг клипа. Мы всю жизнь смотрим фильмы про маньяков, смерть, убийства, непристойные предложения, где Шэрон Стоун без нижнего белья перекидывает ножки, и восхищаемся этими актерами и актрисами. А здесь… Мы, конечно, не артисты голливудского уровня, но мы играли роль, предложенную режиссером и сценаристом.

Это смешной клип — если раскладывать его по кадрам, получится, что именно так мы и живем. В нем показано, что мужикам прикольнее бухать в гаражах, чем вернуться к своей женщине. На видео можно смотреть с разных сторон, с позиции мужчин и женщин, но я не думала, что этот клип будут разбирать как пример на уроке.

А по поводу, что «рука в трусы», сейчас XXI век, в мастурбации нет ничего постыдного. Правильно кто-то сказал, что за неимением партнера лучше заняться мастурбацией, чем спать с кем попало. Героиня ведь не пошла искать другого мужика, нет, она самоудовлетворилась. Не понимаю, что здесь плохого. Наоборот, мне кажется, женщина вышла в лучшем свете, нежели мужчина, который валяется пьяным в гаражах. Это сексизм по отношению к мужчинам? Значит, пускай мужчины доказывают обратное каждый день.

Смешно, как все раздули, трактуют, разбирают. Боже мой, улыбнитесь! Шнуров поет «ехай нах*й», и весь мир этому подпевает, а тут рука в трусы залезла, боже мой, какая трагедия.

Люди еще обсуждают — заплатили, не заплатили, главная роль, не главная. Я не считаю, что роль в массовке — это что-то постыдное. Наоборот, могу сказать с гордостью, что была на одной сцене с актрисами. Надо уметь играть разные роли — и главные, и второстепенные. Что же касается денег, то если бы Вадим поднял эту тему, даже не знаю, как бы к этому отнеслась, потому что он мой друг. Точно так же Вадим приходил в гости в мою программу и не спрашивал, заплатят ему или нет. Не все измеряется деньгами.

Что я думаю о словах жены Вадима? Не хочу это комментировать, у каждого есть право высказать свое мнение. Это ее личная проблема (или не проблема). Возможно, я могу не совсем адекватно все оценить, потому что мы дружим. Может, она немножко резко высказалась, но это ее право. Пусть она сама ответит, считает свои слова правильными или нет.

Скажу честно: ни один клип, даже фильм не затронул меня так, как этот. Значит, Вадим и вся его команда сделали свое дело и зацепили струны души у многих людей. Надеюсь, после просмотра многие мужчины, перед тем как выпить в гараже, вспомнят о своей жене — что лучше ее удовлетворить, чем она будет заниматься самоудовлетворением.

«Сейчас можно шутить на тему секса точно так же, как и на тему алкоголизма»

Виктория Ботякова

владелица спа-клуба SPAкой

Я хорошо знаю Вадима Галыгина и очень его уважаю — за его ум, чувство юмора и креативность. Он предложил мне сниматься в его клипе, когда приехал в SPAкой на какую-то услугу: мы сидели, пили чай, и тут он на меня посмотрел и сказал: «Слушай, может, тебя в клипе снять?» И я ответила: «Конечно, давай».

Я узнала об участии Шнура только в процессе, когда Вадим позвонил кому-то и обсуждал, полетим мы в Питер или будем снимать здесь. Какой-то конкретики не было. Все, что я знала, пока ехала на съемки, это то, что мы будем сниматься в клубе у завода в Каменной Горке (может, этот клуб и принадлежал заводу?); что форма одежды пестрая и яркая и что по сюжету мы сельские модницы в сельском клубе. Вот и все.

Компания подобралась классная, особенно профессиональные актрисы, которые и сделали этот клип. Глядя на их работу, я думала, какие они молодцы, все же в каждом деле должны быть профессионалы. Я снималась без оплаты — даже не поднимала этот вопрос, потому что не считаю себя профессиональной актрисой.

В тот день мы веселились, делали колхозный грим, который нам абсолютно не подходил и превращал нас в таких сельских девок. Как говорится, на съемках «8 Сакавіка» ни одна рука не была в трусах, но мы получили массу удовольствия. Четких указаний не было: просто мы нарядились, режиссер распределил наши роли, и начался процесс. Он продлился весь день — сначала отсняли общие планы, потом крупные. Когда дошли до крупных планов, то стали выбирать, кто что делает. Так как у меня было глубокое декольте, естественно, вопрос решился автоматически, что делать — разумеется, показывать красоту декольте.

Нам была поставлена задача, чтобы мы «заманивали» дирижера, но без вульгарности. В каких-то моментах помогал режиссер: например, он сказал девочке с барабаном смотреть злым взглядом и барабанить. А что-то рождалось прямо по ходу действа — так, профессиональная актриса, которая играла флейтистку, решила вывалиться из-за кулис. Когда она это сделала, на нее незапланированно упала буква. Когда мы отсмотрели отснятый дубль, то очень смеялись.

С Ярмоленко я не была знакома до того момента, но была знакома с его творчеством, как и все беларусы. Он очень добрый, веселый мужчина, и то, что он принял участие в этом клипе, только добавляло еще больше сока, потому что Анатолий Иванович народный артист, а здесь такая трешовая стебная песня.

Думаю, последовавшие обсуждения — это болезненное восприятие действительности, так как этот клип как раз таки отражает реальность нашего народа. Я вчера ехала из России и остановилась в придорожном кафе — и там было натуральное «8 Сакавіка», сидели такие же колдыри, один в один! А ведь я отъехала всего 300 километров от Минска. Мужчины сидят, едят борщ, намазывая хлеб горчицей, и им больше ничего не надо. Это действительность.

Мы живем не в советское время, когда секса не было. Сейчас можно шутить на тему секса точно так же, как и на тему алкоголизма, который процветает во многих странах мира. Поэтому не понимаю, почему все так болезненно это восприняли. Кто-то зациклен на политике и считает, что любое действие — это политически спланированная акция. Кто-то зациклен на сексизме и видит только сексизм. Реакция на этот клип только показала реалии нашего бытия и как народ по-разному реагирует на подобные проблемы.

Текст: Тамара Колос