В 1890 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Жизнь въ ​свѣтѣ​, дома и при дворѣ», которая описывала правила поведения в обществе. Почти все советы, приведенные в книге, регламентируют поведение девочки, молодой девушки или женщины, — 135 страниц советов на все случаи жизни. И хотя среди советов для дам нередко встречаются абзацы и для мужчин, все же отдельная глава «Какъ должны держать себя въ обществѣ мужчины» занимает всего две странички.

The Village Беларусь отобрал несколько самых интересных советов 130–летней давности и попросил феминистку и гендерную исследовательницу прокомментировать их.

Искусство одеваться

«Молодые девушки не носят ни кружев, ни шалей, ни бриллиантов, ни страусовых перьев на закрытых шляпах. Чтобы заслужить название изящной и нарядной, нужно иметь не более четырех костюмов, которые совершенно достаточны при умении пользоваться ими вовремя и к месту. Молодые девушки не надевают бриллиантов никогда, даже в день свадьбы, за исключением того случая, когда после венца бывает вечером бал. До 20 лет они носят парюры (от франц. parure — набор ювелирных украшений, подобранных по общему стилю оформления. — прим. The Village Беларусь) из жемчуга, коралла и бирюзы, оправленной в драгоценный металл, из золотых вещей только медальон или крестик на бархатке, цепочек не нужно, часы маленькие и скромные. Молодые девушки не носят колец, разве только самое простое, на правой руке. Повторим еще раз, что обилие украшений во всяком возрасте придает отпечаток вульгарности и уничтожает изящество».

Выезды в свет

«Девушка начинает выезжать в свет в возрасте от 16 до 20 лет, смотря по ее развитию […] Для первого выезда принято одевать молодую девушку в легкий, простой, белый костюм, с маргариткой или розовым бутоном в волосах и голубым или розовым поясом из ленты. Драгоценностей никаких, кроме разве нитки жемчуга. Прическа должна быть простая, без взбитых локонов и, в особенности, без фальшивых волос. Корсаж не должен быть слишком декольте. Молодая девушка, являющаяся на первый бал в розовом платье, отделанном цветами и лентами, с золотыми колье и браслетами, произвела бы крайне неприятное впечатление».

Светские и общественные отношения мужчин и женщин

«Мужчина, идущий под руку с уважаемой им женщиной, родственницей или знакомой, никогда не должен ни кланяться, ни признавать женщин без общественного положения; иногда это бывает очень неприятно для него, но это вполне заслуженное наказание за знакомство с неприличными личностями. Женщина считается потерявшей свое положение в обществе с того момента, как она вступила в предосудительные отношения к мужчине. Поклон, намек на такие отношения, даже пристальный взгляд на подобную женщину уже есть величайшее оскорбление для сопровождающей мужчину честной женщины».

В гостиной и на балу

«Танцующая девушка обязана принимать без выбора всех приглашающих ее; под предлогом усталости отказывая одному и принимая в то же время другого, она рискует навлечь на себя значительные неприятности. Точно также неосторожно и рискованно по забывчивости перепутать кавалеров и, обещав одному, танцевать с другим.

Одна из обязанностей хозяйки дома состоит в том, чтобы доставлять кавалеров некрасивым и незаметным дамам. Обязанность эта требует такта и деликатности. Прежде всего в этом случае обращаются к ближайшим друзьям.

На вечерах в казино, на водах или неофициальных балах девушки должны быть слишком строги в выборе кавалеров и не компрометировать себя, танцуя с первым встречным.

Туалеты на такие собрания («на чашку чая») одевают те же, что на обеды и концерты, следовательно, открытые бальные платья тут не у места, если только после чая не приходится ехать на бал. Замужние женщины одевают на вечера закрытые платья бархатные или шелковые, а молодые девушки — костюмы из фуляра, вуаля или газа, с корсажем слегка декольте и полудлинными рукавами. В волосах прикалываются цветы или бант. На вечера танцевальные, музыкальные и на спектакли допускаются декольтированные туалеты, но это не обязательно».

В театре

«Можно свободно лорнировать сцену и актеров, однако молодым девушкам приличнее смотреть на актрис и она должна избегать смотреть на любовные сцены и на декольтированные костюмы.

Высказывать громко свое мнение, хвалить или порицать самоуверенно того или другого актера молоденьким девушкам неприлично. Вообще, они должны держаться как можно спокойнее и незаметнее. Аплодируют только мужчины; ни одна благовоспитанная женщина никогда не позволит себе такого шумного проявления своего одобрения».

Обычаи в путешествии

«На железной дороге предупредительность к пассажирам в том же купе не обязательна, особенно если едет целая семья; тогда даже странно было бы уступать свое место среди близких кому-нибудь постороннему, даже если бы он находился в затруднении. Молодые женщины, а тем более девушки не должны ложиться на скамейках или протягивать ноги, что придает им слишком свободный вид.

В омнибусах, где пассажиры собираются лишь на несколько минут, заводить разговор с посторонними считается признаком весьма дурного тона».

Фотографические карточки

«Молодая девушка никогда не дает своей карточки никакому мужчине, если только он не жених ее. Мужчина не должен давать женщине свою карточку в костюме неглиже или изображающую его в слишком небрежной позе».

Пари

«Молодая девушка и молодая женщина должны избегать пари, в особенности с молодым человеком. Произвольное пари, как всякий знает, ставит обе стороны в зависимости от желаний друг друга, так как проигравшее лицо обязывается сделать то, о чем просит выигравшее. Этот произвол служит поводом к величайшим нескромностям. Он позволяет женщине, если она выиграла, требовать богатого подарка, а мужчине — то, чему нет цены. Вы, конечно, догадываетесь, что муж всегда требует поцелуя! Поэтому-то женщине неприлично держать подобное пари ни с кем, кроме мужа».

Молодая хозяйка дома

«Общественные отношения замужней женщины, как и женатого человека, существенно отличаются от таких же отношений девушки и холостяка. Молодой женщине предстоит теперь угождать не только мужниной родне, но также его друзьям и знакомым. Но в то же время она должна остерегаться слишком большой фамильярности с их стороны; впоследствии это может вызвать семейные неприятности, и молодая женщина первая жестоко поплатится за свою оплошность.

Муж обязан сохранить за собой право руководить женою в ее светских отношениях. Для этого он должен всюду сопровождать ее и проводить с нею все свободное время. Он обязан предостерегать жену от тесной дружбы с женщинами, оставшимися самостоятельными после брака и безгранично предающихся кокетству и роскоши. К сожалению, подобные личности всегда имеют большую привлекательность для молодых девушек и неопытных молодых женщин».


Ольга Шпарага

философ, феминистка, руководительница программы «Современное общество, этика и политика» ECLAB

— Налицо самая серьезная регламентация поведения женщин в публичных местах. Женщина должна выглядеть скромно — не дай бог она переберет с украшениями! Она должна нести на себе знаки невинности типа белого платья; должна не смотреть куда попало — например, на актрис в театре; и вести себя крайне тихо: не хлопать в ладоши, например. Женщина должна угождать мужчинам — так, несмотря на усталость, она должна танцевать с каждым приглашающим ее кавалером и находиться под их руководством.

Состояние невинности должно поддерживаться отказом от самостоятельности, или, автономии, столь ценимой сегодня. Автономия признается только за женщинами «после брака», с которыми категорически запрещено общаться женщинам замужним. Женщине, далее, грозит «потеря общественного положения», т.е. отказ в признании ее как члена общества вообще (что может быть хуже для любого человека?) вследствие вступления в предосудительные отношения с мужчинами (что это именно, не поясняется — видимо, всякие внебрачные отношения). В целом, положение женщины напоминает положение декоративных собак, специально выведенных для того, чтобы служить украшением своих хозяев.

Изменилось ли что-нибудь в общественном сознании за сто лет? Ну конечно: сегодня ценность автономии (самостоятельности) является универсальной. Хотя попытки исключать определенные группы людей из общества делаются со стороны государства (тех, кто наделен властью) — как мы увидели это в заявлении МВД, например.

На уровне деклараций, законов изменения налицо, а вот неписаные нормы и правила отстают от них. Девушек до сих пор учат быть скромными, не одеваться «развратно». Однако же не всех учат быть скромными, женщин активных становится все больше. Мы живем в мире противоречий. И массовая культура противоречива: есть примеры и эмансипаторских фильмов, реклам и прочего, и совершенно сексистских. Но патриархат все еще не изжит, нужно его критиковать и разоблачать.


Елена Огорелышева

гендерная исследовательница, руководительница Гендерного Модуля ECLAB, координаторка Community Centre для ЛГБТК+людей и их близких

— То, что мы видим — это следствие социального устройства общества того времени, в этом нет ничего удивительного. Если рассматривать логику, почему это происходило, — то это потому, что женщина рассматривалась как определенный капитал. Она не была в полной мере независимым субъектом: ее взращивали определенным образом, — все эти наставления как одеваться, как себя вести; даже одежда была такая, что без посторонней помощи не оденешься. Девушка выступала как этакий продукт обмена, с помощью которого можно выгодно с кем-нибудь породниться.

Сегодня те советы кажутся нам странными, но вопрос того, насколько можно было сломать систему. Ведь едва ли не единственной возможностью для женщины нажить капитал было стать вдовой. Можно еще остаться старой девой, единственной наследницей семьи, но все же вдова — это более престижно.

Женщине было важно вовремя выйти замуж, потому что ее главной функцией считалось воспроизводство потомства; а останешься старой девой — дождешься порицания и отрицания. Женщина после замужества должна угождать не только мужу, но и его друзьям — и тут нужно было определить меру, чтобы это не смотрелось как измена, а жена не выглядела доступной. С другой стороны, если этого не делать, то женщина будет считаться холодной и не угождающей мужу. И так, и так виновата. Посредством женской мудрости надлежало нащупать серединку, которой на самом деле не существует, исходя из тезиса, что женщина никогда не бывает достаточно хороша. Предполагалось, что женщина не способна принимать решения самостоятельно, поэтому ей нужен такой руководитель: с кем встречаться, куда ходить, — это воспринималось нормально.

Или вот возьмем наставления про фотографии: никому, кроме жениха, девушка тех времен не могла отправлять свою карточку. А сегодня постоянно мы слышим, как девушка пересылала своему парню фото, а он после разрыва начинает ее шантажировать интимными снимками. И всегда в таких случаях обвиняют девушку: как же так, приличные девушки такого не делают. Более того: приличные девушки вообще не бывают обнаженными, а если и бывают, то только ночью под одеялом или в ванной. Это вопрос женской сексуальности и того, кому на самом деле принадлежит тело. Если 130 лет назад это касалось обычных карточек, то сейчас — интимных фото. И если девушка такое практикует сейчас (снимается обнаженной и отправляет фотки парню), то это в глазах общественности превращает ее в легкодоступную шлюху. Должен пройти очередной этап эволюции и понимания того, что можно делать с собственным телом, чтобы это не порицалось обществом.

Мужчинам было проще: они могли получить образование, заработать капитал, вести относительно свободную жизнь. Но если представить себе нестандартную семью, где мужчина по какой-то причине отказывался руководить своей женой, проверять ее контакты и вообще позволял ей быть самостоятельной, то еще вопрос, кого бы общество подвергло большему порицанию. Женщина — она ведь неразумная, ничего не понимает, ей просто с мужем не повезло. А на мужа бы свалился весь груз порицания, потому что он недостаточно мужественен, чтобы контролировать собственную жену. Как же он может быть сильным мужчиной, если со своей женой не может сладить? Этот груз прессинга — он и на мужчинах тоже был. Только он недостаточно был виден, чтобы формировать такие базы по этикету. Скорее, советы просто передавались от отца к сыну, мальчиков ведь тоже соответствующим образом воспитывали.

Конечно, эти советы — они не для всех женщин вообще, а только для высшего сословия. Ведь множество женщин работали, в том числе на тяжелых работах, миллионы крестьянок. Им было вообще не до этого. Но положение женщин менялось, и целый комплекс мер, связанных с эмансипацией, принесла Октябрьская революция и Советская власть, когда женщина стала гражданином. Это принесло равноправие на бумаге, но до равноправия фактического было еще далеко: те же обязанности по дому, обязанности рожать остались. Но все же какой-то относительный сдвиг произошел.

Если посмотреть, что сейчас могло сохраниться из этикета и социальных практик того времени, — то это вещи, связанные с тезисом «ты же девочка», когда все знают (в кавычках), как должна себя вести девочка. Тот же старый совет про транспорт: ноги не задирать, скромно сидеть. Или когда девушка выходит замуж: предполагается, что дальше все ее передвижения, контакты контролируются мужчиной. Ведь она теперь уже не хухры-мухры, она замужняя женщина, и какой-то десятой мудростью и третьим глазом она должна эти вещи понимать. Понятно, что все это уже не так строго и не так часто встречаешься, но и сейчас иногда сталкиваешься с подобными реликтами.


Текст: Александр Лычавко

Обложка: Les Anderson