Гiд The VillageЛучшие и худшие фильмы ушедшего года: Угадайте, в какой категории «Звездные войны»
А также «На игле», «Ла-Ла Ленд» и все такое
Мы попросили человека, который если не выпивает, то обязательно смотрит фильмы, подвести кино-итоги года. Максим Старцев рассказал The Village Беларусь про лучшие и худшие фильмы, вышедшие в широкий щедрый беларуский прокат в 2017.
Это был год, в котором перепутанный конверт дал минутную надежду на то, что «Оскар» про кино, а не про политику.
Год, в котором «Форсаж 8» не сместил «Красавицу и чудовище» с первой строчки по мировым сборам, а «Трансформеры» впервые за годы не собрали миллиард, что дает каплю веры в светлое будущее.
Год, в котором телевизионные и стриминговые проекты все ощутимее влияют на кинопроизводство. Пример: самый кассовый хоррор в истории кинематографа «Оно» напрямую обязан своим существованием успеху «Очень странных дел» от Netflix.
Год, в котором Дэниел Крэйг дал согласие вернуться к роли Бонда (это хорошо), а Дэниел Дэй-Льюис заявил, что предстоящая «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона — последняя его актерская работа (это очень плохо).
Год, в котором Люк Бессон и Том Круз непривычно провалились. Первый спустил тонны денег своей же студии на производство никакущего «Валериана», подставив контору на грань исчезновения; второй стал первым лицом запуска «Темной вселенной» от Universal, в офисах которой люди в костюмах никак не могут догадаться, в чем же секрет киновселенной Marvel. «Мумия» успеха не снискала. Теперь студии непонятно, что делать с «Невестой Франкенштейна» с Джоли в заглавной роли, «Человеком-невидимкой» с Джонни, прости господи, Деппом ну и вообще со всем этом концептом киновселенной.
Разочарования 2017
«Снеговик» (реж. Томас Альфредсон)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 7 %)
Триллеров, способных держать до конца, кажется, кроме Финчера и периодически Скорсезе никто снять уже и не может. А более перспективного преемника, чем автор оригинального шведского «Впусти меня. Сага» и блестящего «Шпион, выйди вон!» Альфредсона, видно не было. Книга-бестселлер написана, Майкл Фассбендер на главную роль подписан. Не проект, а мечта. Результат напомнил типичный механизм проваленных перспектив российского кинопрома. Халтурно прописанное и без нужды усложненное повествование не позволяет серьезно относиться к происходящему. Как бы ни старался Фассбендер, «Неудачника года» после «Снеговика» и вышедшего ранее «Кредо убийцы» он берет без напряга. Раз уж заговорили о неудачниках...
«Закон ночи» (реж. Бен Аффлек)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 35 %)
Бена Аффлека очень жалко. После успешного образа Бэтмена в неуспешном фильме про Супермена 2016 года, Warner Bros. выдал Аффлеку внушительный кредит доверия, выделив больше ста миллионов на «проект мечты» Бена — экранизацию романа Денниса Лихейна «Закон ночи». Такие бюджеты для жанра гангстерского эпоса попросту нелепы, но таково было отчаянное желание студийных боссов сохранить кубики и бицепсы Бена для своей комикс-вселенной. Все пошло не так и не туда. Обычно уверенный и чуткий Аффлек-режиссер казался растерянным и робким, оскароносный Аффлек-сценарист писал «Закон ночи» явно на коленках и левой рукой между дублями «Лиги справедливости», а бедолага Аффлек-актер с выражением лица «Зачем мне такая жизнь?» старательно, но мучительно добивал последний гвоздь в крышку «проекта мечты».
«На игле 2» (реж. Дэнни Бойл)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 79 %)
Самый. Ненужный. Сиквел. 2010-х.
Бывает такое, когда живешь себе, живешь, никого не трогаешь, как-то даже справляешься со всем этим безумием вокруг и вдруг видишь новость о том, что где-то в другой точке планеты спустя 20 лет снимают продолжение чего-то близкого, родного, о чем вспоминаешь с улыбкой. Так было с «Индианой Джонсом», так было с «Образцовым самцом». Дошла очередь и до классики британского андеграунда. Смутно напоминающая оригинал экранизация романа Ирвина Уэлша «Порно» получила-таки название «На игле 2» (в оригинале тоже «T2: Trainspotting»), обрела весь оригинальный актерский состав и даже вернула Дэнни Бойла в режиссерское кресло. И если нельзя игнорировать привычный визуальный талант постановщика, все остальное в фильме выглядит высосанным из пальца. Ритм повествования, мотивы персонажей, суть конфликта, актерская игра, постановочная, страшно сказать, работа. Этот фильм был не нужен ровным счетом никому.
Лучшее 2017
«Удача Логана» (реж. Стивен Содерберг)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 92 %)
Стивен Содерберг — удивительный и непредсказуемый кинодел. До 2013 года он выпускал по фильму, а то и по два в год, что является беспрецедентной плотностью графика в Голливуде. Он тасовал жанрами, аки картами, но всегда в определенный момент возвращался к своим «оушеновским» корням авантюрной комедии. Вот и сейчас, четвертый год работая над реализацией проектов строго для ТВ, Стивен напомнил серебряному экрану, что с ним все хорошо. Если вы не смотрели «Удачу Логана», то для простоты понимания представьте себе, как бы выглядели «11 деревенских друзей Оушена». Все так же легко, смешно и красиво. Но среди всех более-менее успешных фильмов об ограблениях работы Содерберга выделяет умение собрать идеальный каст. Здесь каждый на своем месте. Отныне трудно поверить, что Ченнинг Татум не в родстве с Адамом Драйвером, так убедительна их химия. Жемчужиной всего этого балагана Западной Виргинии выступает, вероятно, лучший персонаж года — Джо Бэнг — в страстном и по-хорошему дурноватом исполнении Дэниела Крэйга. Наблюдать за ним — сплошное удовольствие и напоминание, что Крэйг — сильный характерный актер, а не только Бонд.
«Звездные войны: Последние джедаи» (реж. Райан Джонсон)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 91 %)
Два года назад в нашу культуру вернулись «Звездные войны» — один из главных феноменов мировой поп-культуры. Тогда под руководством другого режиссера Эпизод VII выглядел пусть и слегка беззубо, но достойно. Тогда было важно угодить и хардкор-фанатам, и тем, кто не сможет различить Джа-Джа Бинкса от Джей Джей Абрамса. Теперь же, доказав миру, что франшиза в надежных руках, Disney могла позволить себе эксперименты и вольности. Писать сценарий и ставить восьмой эпизод позвали создателя «Петли времени» Райана Джонсона. И не зря. «Последние джедаи» освобождают персонажей и всю сагу из плена «наследия Лукаса» безжалостно и с плеча. Ок, порой даже тупо. И да, сюжетная линия Финна и Роуз вообще какая-то ерунда. Но при всем при этом, финальная треть фильма — золотой фонд блокбастерного кино. Момент со скоростью света на таран — самые сногсшибательные и захватывающе несколько секунд, пережитых в кинотеатре. У «Звездных войн» все норм. Ждем фильма о молодом Хане Соло в мае.
«Логан» (реж. Джеймс Мэнголд)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 93%)
Закончить тему кино развлекательного всегда помогут презираемые интеллектуалами комикс-адаптации. В этом году Marvel предсказуемо выпускала хиты (продолжения «Стражей Галактики», приключений Тора и перезапуск Человека-паука), DC предсказуемо хромала («Чудо-женщина» получилась вроде как ничего, пока нелепая «Лига справедливости» не вернула все на свои места), и только 20h Century Fox удивила второй год подряд (в 2016 это был «Дэдпул»), рискнув выпустить «Логана», ни на что не похожий комикс-фильм. Когда режиссер Мэнголд перед съемками сольного фильма о стареющем Росомахе говорил о влияниях классических нуар кинолент, смешанных с «Маленькой мисс Счастье» и «Рестлером» Даррена Аронофски, мало у кого в голове выстраивалось что-то понятное. Результатом стала сильнейшая по эмоциям и неожиданно жестокая лебединая песня одного из самых популярных персонажей в истории графических романов.
Манчестер у моря (реж. Кеннет Лонерган)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 95 %)
Чтобы раскрыть актера до уровня «Оскара» за лучшую мужскую роль, нужен идеальный сценарий. Чтобы вывернуть актера наизнанку для получения должного эмоционального отклика в кинозале, нужен идеальный для этого сценария режиссер. Кеннет Лонерган писал «Манчестер у моря» специально под Мэтта Деймона в роли молодого еще отца, переживающего потерю дочерей и навсегда погрязшего в чувстве вины за произошедшее. Из-за плотного графика Деймона роль перешла Кейси Аффлеку, который на полную катушку воспользовался шансом венчать один из самых правдивых и чутких фильмов XXI века.
«Малыш на драйве» (реж. Эдгар Райт)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 93 %)
Эдгар Райт — наше все. Еще совсем молодой (43) по меркам индустрии постановщик сделал себе крепкую репутацию страстного и бескомпромиссного режиссера. Все-таки не у каждого хватит яиц поругаться с Marvel и слинять посреди съемочного процесса. «Малыш на драйве» (Baby Driver, одноименная песня Саймона и Гарфанкела) — ярчайший пример так называемого passion project. Открывающую сцену ограбления под песню Bellbottoms Райт придумал и составил раскадровку аж 22 года назад. Теперь, когда его имя ассоциируется с фирменным драйвовым монтажом вкупе с уникальным и необычным чувством юмора, режиссер смог позволить себе давнюю мечту — посекундно продуманный квазимюзикл о том, как это круто быть молодым и убивать людей. С каждым последующим просмотром фильм приобретает новые краски с его пестрым характерным актерским составом, суперкрутым плейлистом и беспрерывной атмосферой праздника, хоть и с Кевином Спейси. Такими и должны быть passion projects.
«Дюнкерк» (реж. Кристофер Нолан)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 92 %)
«Дюнкерк» многих зрителей ввел в заблуждение. Люди недоумевали, куда делась вся движуха. После трилогии «Темный Рыцарь» и «Интерстеллара» от богоподобного Нолана ждали эпик как минимум тех же масштабов. Но Нолан не хотел снимать эпик. Нолан снял триллер, а триллер — это всегда что-то личное. Изучение поведения людей в моменты самого тяжелого давления становится центральной темой «Дюнкерка». Главных героев в фильме нет. Каждый из трех центральных персонажей со своим пониманием долга и видением добра и зла сменяют друг друга на экране, не позволяя зрителю привязаться, тем самым фокусируя внимание на картине в целом. «Дюнкерк» — это мастерское высказывание современного классика об одном из знаковых событий Второй мировой войны. За движухой сходите на «Форсаж».
«Ла-Ла Ленд» (реж. Дэмьен Шазелл)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 92 %)
Что можно сказать о «Ла-Ла Ленд», чего еще не сказал весь мир? Весь год его облизывали или кусали все, кому не лень. Можно попробовать найти в нем изъяны, например. Но тут же столкнуться с невозможностью искать ошибки в потоке страсти. Да, Гослинг и Стоун корявые танцоры Голливуда. Да, в финальной трети фильм забывает о том, что является мюзиклом. Да, Джон Ледженд — вообще не актер. Но кого это вообще волнует, когда каждая сцена, каждый кадр, каждый вздох «Ла-Ла Ленда» пронизан любовью? Любовью к кино. Любовью к музыке. Любовью к жизни. Дэмьен Шазелл на пару с композитором Джастином Гурвицем создали неовинтаж, постретро, называйте, как вам угодно, суть не поменяется. Из привычных подручных ингредиентов будущие классики приготовили ни на что не похожее кино, которое помогает зрителю отвлечься от повседневного отчаяния, танцуя внутри.
«Бегущий по лезвию 2049» (реж. Дени Вильнёв)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 87 %)
Канадский ремесленник Дени Вильнёв был потрясающей умницей и до продолжения «Бегущего по лезвию». После прорывных «Пожаров» молодой режиссер получил шанс проявить себя на новом уровне, когда в 2013 году поставил «Пленниц» — выдающийся триллер с Джейком Джилленхолом и Хью Джекманом в главных ролях. С каждым последующим годом Вильнёв совершенствовал свой киноязык, работу с актерами и художниками-постановщиками, чтобы однажды перейти на «темную» сторону научной фантастики. Прошлогоднее «Прибытие» наглядно доказало, что у Спилберга, Скорсезе и Скотта есть не только Нолан для принятия эстафеты развлекательного кино «с мозгами». А «Бегущим по лезвию 2049» Вильнёв чуть ли не заткнул за пазуху и классический оригинал сэра Ридли. Это полотно (по-другому и не назовешь) обязано стоять на одной полке с «Солярисом» и «Космической одиссеей». И если эти фильмы больно заумные и скучноваты, то «Форсаж» все еще доступен на торрентах.
«Прочь» (реж. Джордан Пил)
(Рейтинг rottentomatoes.com — 99 %)
Джордан Пил не так популярен в СНГ, как некоторые зарубежные комики, но именно этот человек сочинил и поставил самый важный, смелый и интенсивный фильм 2017 года. Сатира на Америку наших дней и межрасовую коммуникацию в ней еще никогда не подавалась так легко и уверенно. Более того, нечасто актуальные социальные высказывания так умело оборачиваются в жанровые упаковки. «Прочь» по всем признакам можно назвать и хоррором, и комедией на грани. Любое определение будет верным. При всей своей острой направленности фильм не включает режим лекций, позволяя жителю любого континента самому осмыслить и сравнить жизненный опыт представителей различных рас. За десять лет до и, уверен, еще десять лет после в кино не появится такого увесистого и при этом интеллигентного леща современному либерализму.
Текст: Максим Старцев