В этом году было много интересных проектов — долгострой от Терри Гиллиама, косплей на Фредди Меркьюри, Райан Гослинг в роли космонавта и другие. Большой фанат кино арт-директор бара «Хулиган» Макс Старцев рассказал The Village Беларусь про кино 2018 года, которое стоит (или нет) вашего внимания.

Событие года

В прокат вышел «Человек, который убил Дон Кихота»

Терри Гиллиам снимал этот фильм около миллиона лет. Идея пришла в голову в начале девяностых, финансирование постоянно откладывалось или исчезало, в 2000 году съемки все же начались и тут же сорвались по причине травмы главной звезды и разрушительного урагана. Прошло еще несколько лет. Права на экранизацию снова оказались доступны, но студия не готова была еще раз отваливать достаточно денег на проклятый проект. За десять последующих лет Гиллиам трижды объявлял о запуске «Дон Кихота», но все время что-то где-то не сходилось. Так, через 28 лет после первого документального упоминания, фильм вышел в широкий прокат. Не думайте, что снимать кино — это не ад.

Человек года

Хоакин Феникс

После трехлетнего отсутствия на серебряных экранах Хоакин Феникс вернулся и показал, кто здесь папа. Серьезно, «Братья Систерс», «Не волнуйся, он далеко не уйдет», «Тебя никогда здесь не было» и даже не совсем удачная «Мария Магдалина» напомнили, что Феникс, возможно, сильнейший характерный актер своего поколения. Добавьте к этому новость о том, что именно он — наш новый Джокер, — и все само станет на места.

Разочарование года

«Богемская рапсодия»

В подавляющем большинстве случаев замена режиссера посреди съемочного процесса говорит о том, что никто из участников проекта не понимает, что и зачем делает. Брайан Сингер хотел снимать кино, участники Queen не хотели выглядеть неловко в глазах фанатов и семей, студия хотела денег. Кроме уволенного Сингера, все остались довольны: репутации целы, бабки заработаны. Черт, даже мертвый Меркьюри может не ворочаться — так хорош Реми Малек в концертных сценах. Жаль только, что кроме впечатляющего финала, мы не увидели искренней попытки вникнуть в характер и чувства гениального Фредди. Пусто, безопасно и невероятно скучно.

Самый переоцененный фильм года

«Черная Пантера»

Сразу нужно отметить явные преимущества «Пантеры» над прочими историями вселенной MARVEL. Здесь есть первый со времен Локи злодей, мотивации которого ясны, понятны и заслуживают сопереживания. Еще это очень стильный фильм с сумасшедшей работой художника-постановщика и уже коронным мастерством обращения с камерой режиссера Куглера. И да, Кендрик Ламар сделал крутейший саундтрек. Но в конечном итоге перед нами просто милый глупый блокбастер с перебором компьютерных людей и тупых решений персонажей. Не нужно делать из «Черной Пантеры» новое слово в развлекательном кино. Нет там новых слов.

Лучший блокбастер года

«Дэдпул 2»

Да, не «Мстители». Да, не «Миссия невыполнима». Дело в том, что все прекрасно понимали, как масштабны и круты будут «Война бесконечности» и «Последствия», соответственно, а вот второй «Дэдпул» приятно удивил. Меньше сортирного юмора (но не без него, конечно), больше внимания к изобретательности экшна и сотня приятных сюрпризов. Возникло ощущение, что в первом фильме Райан Рейнольдс с командой первой задачей ставили удивлять и «шокировать» зрителя пошлыми шутками, когда во второй части стало просто смешно и весело.

Лучший хоррор года

  «Реинкарнация»

Здесь даже не может быть иных версий. Более того, я бы поместил «Реинкарнацию» в топ-3 представителей жанра XXI века. Не только потому, что фильм такой страшный. Это шедевр киноискусства. Режиссер-дебютант Ари Астер мастерски освежает уже существующие приемы, не ленясь выдумывать собственные «зеркала заднего вида» из ниоткуда. Работа с камерой и актерами на каком-то кубриковском уровне. Это очень важное для индустрии кино, но я никогда не стану его пересматривать.

Лучшая научная фантастика года

«Аннигиляция»

Алекс Гарленд — крутой мужик. В начале двухтысячных он писал сценарии для знаковых фильмов Дэнни Бойла («Пляж», «28 дней спустя», «Пекло»), а в 2014 году собрал волю в кулак и сам экранизировал свой текст («Из машины»). Получилось так хорошо, что в следующий проект уже не стыдно было звать Натали Портман.

«Аннигиляция» — это тот редкий случай оригинальной научной фантастики, который нужно беречь, пересматривать и советовать самым близким. Это ни в коем случае не стрелялка со странными существами. Это напряженная, местами страшная, местами попросту сбивающая с привычного хода мыслей история. Фильм, задающий важные вопросы, на которые может и не быть ответов.

Лучшие фильмы года

«Человек на Луне»

После «Ла-Ла Ленда» Дэмьену Шазеллу было можно буквально все. Он выбрал Армстронга и Луну. Шазеллу нравятся одержимые. Шазелл и сам такой.

Никто не сомневался, что режиссер-вундеркинд откажется снимать типичный байопик с притянутыми за уши драмами и высосанными из пальца конфликтами. Повествование сдержано и последовательно, порой даже статично. Шазелл не дает Гослингу никаких «оскаровских» всплесков, водружая всю эмоциональную связь со зрителем на исполнительницу роли жены Нила Клер Фой. Эффект невероятный. Переживая каждую техническую поломку, каждую закадровую потерю в рядах летчиков и инженеров, мы приближаемся к сцене высадки, которая под музыку Джастина Гурвица попросту опустошает. И ничего больше не хочется. Только пересмотреть фильм снова.

 «Тебя никогда здесь не было»

После «Что-то не так с Кевином» Линн Рэмси понадобилось аж семь лет, чтобы вернуться к работе. Брутальная история мести «Тебя никогда здесь не было» стоит каждого дня ожидания. Под гипнотическую музыку Джонни Гринвуда из Radiohead мы жадно наблюдаем за ментально поломанным наемным убийцей Джо и его заданием найти и спасти похищенную 13-летнюю девочку. Пока режиссер обеспечивает необходимый визуальный тон, Хоакин Феникс обеспечивает свое почти физиологическое присутствие в зрительном зале. Кто-то называет это гибридом «Таксиста» и «Драйва». А кто-то просто настоящим Кино.

 «Простите за беспокойство»

Кэш живет с любимой в гараже у своего дяди и еле сводит концы с концами. Под угрозой выселения он находит работу в колл-центре. Дела идут не очень, пока старший работник не подсказывает ему, что для успешных продаж нужно освоить свой «белый голос». Что-то начинает получаться и даже замаячили шансы повышения, звания «Power Caller» и кучи денег впридачу.

Все, что можно рассказать о сюжете этого фильма — спойлер. В «Sorry to Bother You» слишком многое происходит. Снять настолько смелое кино мог только режиссер-дебютант. Сумасшедшая сатира о богатых и бедных, потребителях и потребляемых, не дающая шанса думать себе, мол, я не такой, я лучше. «Sorry to Bother You» напоминает, что каждый из нас неизбежный винтик системы. Он о том, как наше эго и чужие деньги разлагают нас; о том, что значит продаться, пожертвовать своей личностью, моралью, принципами. Он о том, как жить здесь и сейчас.