Пока Белорусская православная церковь заключает соглашение о сотрудничестве с Государственным комитетом по науке и технологиям, The Village Беларусь занимается важными делами. А именно — задает наивные вопросы с православных форумов клирику минского храма равноапостольной Марии Магдалины, иерею Роману Артёмову.

Текст

Тамара Колос

Фотографии

Евгений Ерчак

 Справка

Роман Артёмов три года преподает апологетику (дисциплину, которая занимается рациональным обоснованием христианской веры) в Минской духовной академии. До этого пять лет работал в Новопольском аграрно-экономическом колледже. Окончил Институт теологии БГУ, магистрант.

Можно ли накладывать фильтр на икону в Instagram?

Икона сама по себе красивое изображение, и в данном случае я не вижу большого смысла, чтобы его фильтровать. Конечно, в этом нет греха, но в то же время возникает вопрос: а зачем? Допустимо сделать икону черно-белым изображением, чтобы передать определенный антураж. Но в ней важны цвета и линии, каждая из которых очень символична. Даже тонкая линия, красный или синий цвет имеют свое значение и свою силу. И когда мы накладываем фильтр, то искажаем изображение и таким образом убираем ту символику, которая в принципе была заложена иконописцем.

А если мы фотографируем икону, чтобы поделиться этим в инстаграме, то не надо ее фильтровать, просто поделитесь.

Можно ли крещеному дружить с неверующим?

Конечно, можно и нужно, если эта дружба настоящая и не корыстная, и люди не используют друг друга. На самом деле вопрос веры — не вопрос дружбы. Это две кардинально разные области. Главное, чтобы дружба была настоящей, а человек верующий или не верующий, крещеный или не крещеный, это уже вопрос совсем-совсем другой.

Берут ли из монастыря в армию?

Если человек хочет таким образом откосить от армии, то не стоит. Он просто разочаруется, потому что попадет в еще более сложную структурную систему, чем армия. Монастырская система жизни более жесткая и сложная — с моментами смирения, работ, служб, распорядком дня.

Но если рассуждать в таком ключе, то зачастую да, не берут. Конечно, закон таков, что у нас церковь отделена от государства, и в армию могут призвать и священника, и монаха. Помню, как нашего академиста призвали в армию, и он отправился служить, а потом вернулся и продолжил обучение, сейчас уже дьякон. Такие прецеденты бывают, но не так часто, потому что Министерство обороны все же идет навстречу и понимает, что толку от священника в этой армии? Разве что в качестве капеллана. Потому что стрелять он не будет, автомат разбирать-чистить тоже (хотя у нас нет запрета на прикосновение к оружию, мы даже окропляем его святой водой). Но смысл от такой службы? Разве что окормлять (наставлять духовно) этих военных, проводить какую-то работу. Но это уже другой вопрос.

Почему православные священники освящают армейское оружие и технику?

Потому что оружие освящается не для того, чтобы захватывать и убивать, а чтобы защищать. И в данном случае присутствие священника на присяге и других военных торжествах и освящение вооружения — это моменты, которые идут еще из нашей глубокой древности. И в нашей истории, и в истории Руси бывали прецеденты, когда на защиту вставали не только воины, но и монахи, священники, верующие люди.

Повторю: оружие освящается, чтобы защищать. Понятно, что это будет сопряжено с отниманием жизни другого человека, но таким образом мы призываем Божью силу, чтобы это произошло хотя бы для нашей защиты. Таков наш мир.

Грешно ли священнику-рокеру показывать «козу»?

Важно осознавать, что грех — это не нарушение правил. Грех — это то, что делает нас хуже или причиняет боль другим людям. И в данном случае слушать рок-музыку для священника, если она не деструктивного плана, не грех. Есть огромное количество примеров в том же русском роке: Бутусов ходит в храм, лидер «ДДТ» зачастую обращается к религиозным темам, Кинчев вообще ушел в веру с головой. В данном случае это не противоречит.

Насчет «козы» — зависит от того, что священник подразумевает под этим в данный момент. Например, в азбуке глухонемых есть такой же знак. Тут вопрос не в том, какой жест показывает человек, а что у него в сердце в этот момент, как он к этому относится.

Конечно, желательно, чтобы служитель божий не вводил в соблазн и заблуждение людей. Но также можно наблюдать за священником, когда он общается с глухонемым человеком, увидеть этот жест и подумать: «Ох, поп «козу» показал, как же это так?» Видите, здесь все сложно.

Да, и в России есть батюшка, который читает православный рэп, только он почему-то в последнее время не выпускает треки.

Почему в разных храмах свечи оцениваются по-разному, а за святую воду нужно платить?

Вопрос оплаты и стоимости в частности достаточно сложный. Почему? Потому что связан с неправильным отношением людей к церкви.

Вообще, официально в храмах цен быть не может, лишь рекомендуемая сумма пожертвования. И зачастую в каждой конкретной церкви она может быть разной в зависимости от дохода храма, от того, что он может себе позволить и так далее.

Люди привыкли к ценам в магазинах. На самом деле, если человек придет в храм и скажет: «У меня нет денег, дайте мне эту свечу», ему обязаны будут ее дать. Не стану лукавить, церкви бывают разные, люди, которые работают на свечных ящиках, тоже. Так что, естественно, кто-то может отреагировать неверно. Но общая тенденция нашего священноначалия и, в частности, нашего митрополита заключается в том, что, если нет денег, ты обязан дать свечу, покрестить, повенчать бесплатно, потому что это не купля-продажа. В моей практике бывали случаи, когда приходили люди и говорили: «Ну, батюшка, у меня нет денег». Крестим бесплатно, без вопросов. Не может человек пожертвовать — таинство все равно будет совершено.

Конечно, бывают и перегибы на местах. Не без этого, все мы люди и совершаем ошибки.

А почему свечи стоят по-разному — потому что храмы автономные единицы, то есть они содержат себя сами. У нас нет финансирования, государственных дотаций и так далее. И в зависимости от того, сколько у церкви прихожан, какой у него доход, он может позволить себе снизить эту рекомендуемую стоимость пожертвования либо вообще убрать. Бывают такие случаи, когда свечи просто лежат у входа рядом с копилкой, и люди могут взять их свободно либо пожертвовать любую сумму. Значит, храм может себе это позволить. Ему достаточно средств на оплату труда священника и всех работников, которые обеспечивают жизнеспособность здания, на коммунальные платежи и все-все остальное. Потому что церковь требует много расходов, в частности, много денег уходит даже на обеспечение богослужений — это и облачение, и свечи, и многое другое.

Храм порой выставляет определенную стоимость, чтобы как-то существовать, потому что, кроме пожертвований, не получает ничего. Священник, работники, люди из хора живут только за счет прихода. У нас нет системы десятин, как в Европе, но если бы эта система существовала, цен не было бы вообще. В них не возникла бы необходимость, потому что люди и так жертвуют. Но тогда церковь жила бы совершенно иначе, потому что суммы доходов храмов выросли бы просто в разы. Естественно, представьте — 10 % от дохода человека ежемесячно и постоянно. Это действительно намного серьезней.

Но зачастую люди этого не осознают и осуждают священников, говоря «ая-яй, они там деньги гребут и живут за счет нас, и зарабатывают, и продают»… А что им делать? Как им жить? Как содержать церковь, в которую человек придет, и храм будет теплый, освещенный, там будет идти служба и петь хор, которому тоже нужно заплатить. А сколько работников необходимо, чтобы убрать этот храм, если он открыт ежедневно, семь дней в неделю. Да, в большинстве случаев это пожилые люди, у которых есть пенсия, но им тоже нужно платить.

Но над этим не задумываются. Люди приходят, видят, как они говорят, прайс, и все, на этом все заканчивается, и понеслось. А никто ж не задумывается, как оно работает. Храм — это не просто стены. Все очень сложно.

У священника есть отпуск?

У каждого священника — свой график жизни, в силу чего у нас нет выходных и фиксированного отпуска. Естественно, в академии у меня есть отпуск, так как это официальное учреждение, но если говорить о приходе, то приход — это не работа, а служение, как в армии.

Если мне нужно отдохнуть с семьей и так далее, я, конечно, могу отпроситься у настоятеля, и он даст мне две недели. И я могу сказать, что у меня отпуск, но по факту понимаю, что в любой момент мне могут позвонить и сказать, что кого-то надо причастить, исповедовать, съездить с кем-то поговорить. И я не смогу ответить: «У меня отпуск, позвоните в другое время». Потому что если человек решит умирать, он не будет ждать, и ему все равно — отпуск у меня или выходной.

Поэтому понятия отпуска и выходного у священника очень размытые. Для собственного успокоения мы можем сказать, что «у меня завтра выходной», но понимаем, что этот выходной может прерваться в любой момент.

Почему православные священники носят платья?

Православный священник носит архаичную одежду, которая имеет восточные корни. Это одежда XVII века, она называется подрясником, потому что на нее еще сверху надевается ряса. Священник обязан его носить, чтобы в первую очередь выделять себя из общей массы людей.

Я свое облачение практически не снимаю, разве что сплю без него и хожу по дому. Эти одежды, во-первых, дисциплинируют священника, поскольку в них ты не можешь расслабиться, а всегда находишься в тонусе, не можешь соблазнить кого-то своим поведением. Во-вторых, они дисциплинируют окружающих. А в-третьих, священник в облачении напоминает о Боге. И плюс ко всему здесь есть нюанс, связанный с особенностями священнического служения: когда священник становится священником, он как бы изымается из этого мира.

Наше облачение черное, так как это цвет смирения, и оно нивелирует все. По этому одеянию невозможно понять, какая у священника фигура, как он одевается и так далее. Получается такая беспристрастность. И в то же время это позволяет священнику убрать некоторые моменты, связанные с внешностью, чтобы они не мешали. В данном случае все очень практично и просто.

Да, зачастую можно подумать, что мне трудно ходить. Но на деле есть нюанс — я настолько привык к этому облачению, что в отпуске замечаю за собой, как пытаюсь поднять полу подрясника при ходьбе. Но на самом деле в этой одежде достаточно удобно.

Почему многие священники полные?

Если говорить серьезно, то полных священников не так и много. Допустим, в Минском районе 279 клириков, но толстых из них — процентов 15–20. Это просто такой стереотип, к которому все привыкли. Я вот не толстый, много работаю над собой. Это нормально для священника, потому что человек состоит из тела, духа и души. И гармония, внутреннее развитие человека во многом зависит от того, как он относится к своему телу. Конечно, не должно быть перегибов, как в бодибилдинге, когда каждая группа мышц прорабатывается. Но для гармоничного развития человек должен развиваться и физически, и духовно.

Нельзя сказать, что все священники толстые. И в то же время же время нельзя оправдывать их тем, что они набегаются за день, а потом наедаются на ночь — их никто не заставляет это делать. При желании можно выглядеть нормально и хорошо себя чувствовать.

Это неудобно и непрактично — быть толстым. Плюс ко всему люди испытывают больше расположения к священнику, который за собой следит и старается поддерживать форму. Потому что все-таки встречают по одежке. Понять, чем мы живем и что у нас внутри, можно только заговорив. А чтобы заговорить, к нам надо еще подойти.

Я знаю много своих собратьев, которые увлекаются физкультурой, работают над собой и стремятся сбросить лишний вес. Мы тут в академии открыли неофициальный клуб «за ЗОЖ» — совместные пробежки и турники-брусья, чтобы ребята, которые станут священниками, уже принимали этот образ правильного отношения к телу.

Правда ли, что спиннер — символ святой Троицы?

Ха! На самом деле это калька с ирландского трилистника. Помните, что символ Ирландии — это трилистник, символ святой Троицы? Кто-то провел параллель, достаточно изощренную, и сказал, что спиннер — это тоже символ Троицы. В таком случае любой треугольник можно считать символом. А спиннер — это просто тренажер.

В Дании сняли порно в исповедальне, но против создателей не возбудили уголовное дело. Как бы в Беларуси оценили такой перформанс?

Ну, во-первых, в православных церквях нет исповедален. Во-вторых, за такой перформанс… Лично я, как человек, естественно, вышвырнул бы этих людей.

Понимаете, в чем дело — любой верующий человек относится к храму совершенно особенно, как к святыне. И потому это все равно, что привести съемочную группу к вам домой и снять порно в родительской спальне. Это достаточно неприятный момент, и после такого хочется помыться.

Нереакция церкви на это явление и вообще допущение говорит о некоем падении морально-нравственного уровня. Это не про «оскорбление чувств верующих», но в то же время мы говорим о каких-то незыблемых моментах. И в нашей стране, слава богу, это, скорее всего, было бы сопряжено с Уголовным кодексом.

Но до этого даже не дошло бы — просто в храм никого бы не запустили, никаких съемочных команд. Поэтому в данном случае такая система удручает, у людей… стоп-кран не работает. То есть я читал интервью актрисы и режиссера в последующем, и никто не сказал: «Ребят, ну, мы что-то не подумали». Их спрашивали, зачем им понадобился реальный храм, если они могли просто построить декорации. Нет, это было нужно «для реализма». Они оправдывались, но при этом у них даже не прозвучала мысль, что «мы что-то сделали не то».

Мало того что порно развращает и ведет человека к падению — человек не подумал, что может обидеть других людей. Это как обидеть инвалида и при этом оправдывать себя: «Ну и что, он такой же человек, как и я. Ничего страшного, примет». То есть в данном случае это одно и то же: человек не понимает, что сделал кому-то больно, и апеллирует тем, что в законодательных актах это разрешено. Закон и законодательные моменты вообще очень условны, они периодически меняются, и то, что раньше было нормальным, сейчас таковым не является, и наоборот. И в таком случае, если опираться только на это, можно очень легко потерять себя.

Почему Гагарин в космосе бывал, а Бога не видал?

Религия объясняет это тем, что Бог — не физическая субстанция. Это раз. Во-вторых, есть очень важный момент, который идет из 70-х годов XX века. Когда Гагарин полетел в космос, был священник Лука (Войно-Ясенецкий), хирург по образованию, епископ, единственный священнослужитель, удостоенный сталинской премии в те времена. И его однажды остановил милиционер на улице и сказал: «Гагарин в космос полетел, а там Бога нет». На что тот, как хирург, ответил: «Знаете, я очень часто провожу трепанацию черепа, и мозг там я вижу, а ума тоже не наблюдаю».

В данном случае, понимаете, эти моменты равнозначны. Бог — это не седой старик, который сидит на облаке и за всеми наблюдает. Его в физическом плане, полетев в космос, не увидишь, это примитив такой. Бог вездесущ и пронизывает все как воздух. И в данном случае его видение лишило бы человека свободы выбора. Вот представьте: Гагарин бы увидел Бога в космосе, и у людей тогда не осталось бы выбора, верить в него или нет. Но Богу это не нужно, потому что таким образом у человека изымается его свобода выбора: поверить или не поверить. Он уже будет знать.

Можно ли изгнать бесов по скайпу?

Есть очень хорошее выражение, которое идет из «Мастера и Маргариты» — «самая большая заслуга дьявола в том, что он убедил мир, что его нет». На самом деле существование дьявола — это реальность, и некие моменты экзорцизма присутствуют. Но в православной церкви такие случаи крайне редки — когда человек уже находится в такой глубине падения, что дьявол завладевает его сердцем.

Конечно же, изгнать бесов по скайпу невозможно. Необходимо личное присутствие, особый чин молитв, жизни. Все очень сложно. И так как в нашей церкви это крайне редкое явление, у нас нет отдельной должности, как в католической, штатного экзорциста.

Действительно ли можно грешить всю свою жизнь, а потом раскаяться и спастись?

Кто вам такое сказал? Я часто слышу что-то вроде: «Эти верующие классно устроились, могут грешить-грешить, потом сходить на исповедь и снова грешить». На самом деле это такое потребительное отношение. Когда человек грешит, он допускает в своем сердце определенную системную ошибку. И чем больше грешит, тем больше меняет свое сердце. И потом ему приходится тратить годы и десятилетия, чтобы вернуться к нормальному состоянию. О-о-о, это такие вещи, вы не представляете. Есть люди, которые в 27 лет боятся сказать своим родителям «я тебя люблю», потому что считают это ненормальным. Либо им нужно переступать через себя, прилагать колоссальные усилия, чтобы обнять близкого человека, потому что они этого никогда не делали. Вы представляете, насколько искажается сердце человека? Что говорить — человек только в 40 лет может прийти к осознанию того, что он делал что-то неправильно. И тогда ему поменять себя еще сложней.

Судьбу человека все равно решать Богу. Но мы не должны думать, что грех легко загладить покаянием. А как же след, который он оставил в вашем сердце?

Можно ли делать священнику тату с изображением святых?

В Ветхом Завете в книге Левит сказано, что нельзя наносить изображение на тело, пробивать его и брить волосы полностью. Но это было обусловлено тем, что все вышеперечисленное являлось прерогативой жреческого сословия, то есть языческих жрецов.

Но для священника отсутствие тату должно быть естественным. Во-первых, чтобы не смущать своими татуировками паству, а во-вторых, во исполнение этого закона, потому что священник — не языческий жрец. Хотя понятно, что сейчас уже никто не ассоциирует татуированного человека с языческим жрецом.

Проблема лишь в том, что наше тело вершина творения, и зачем его еще чем-то украшать? В таком случае получается, что мы не доверяем в какой-то степени Богу. Тем более что церковь говорит, что тело — это вместилище души, венец творения, и мы должны заботиться о нем, но не искажать и не изменять.

То же самое касается пластических операций не по медицинским показаниям, а призванных сделать человека красивее и обмануть время. Потому что — ну зачем?

Может ли женщина в будущем стать православным священником?

Нет, никогда, женское священство невозможно в силу физиологии и психологических особенностей, в силу того служения, что несет священник.

Во-первых, физиологически. Здесь все понятно — это течение крови, месячные, которые не позволят женщине проводить богослужение в эти дни. Получается, она будет на неделю выпадать. А пожилая уже не сможет в силу своего физического состояния тянуть то, что потребуется. Представьте — вам надо причастить умирающего, а вы не можете, и вы одна на 30–40 километров вокруг. И все, и он уйдет.

Во-вторых, женщина не отпоет ребенка в силу своих психологических особенностей — материнского инстинкта и так далее. Даже для мужчин-священников отпевание младенцев — это отдельная тема, а женщине преодолеть этот барьер очень сложно. Да, в детских хосписах работают много женщин, но при этом вы не путайте медика и священника. Медиков психологически подготавливают к тому, что люди будут умирать и что к ним нужно относиться как к объектам. А священник — это другой момент. Если не пропустишь через себя — не поймешь людей. Не поймешь людей — будешь холоден и закрыт. Будешь холоден — они просто не получат необходимых сострадания и сочувствия. Но при этом, если ты эту грань не выдерживаешь, уходишь дальше, то этот травматический момент остается в тебе и начинает разрушать все остальное.

Понимаете, мужчинам в этом плане немножечко проще, а женщина, если углубится и пойдет дальше, будет уже никакая. А таких моментов в жизни священника огромное количество, боли больше, чем радости. Поэтому в данном случае даже в психологическом плане женщинам немножечко сложнее.

Я молчу о практике исповеди, когда надо быть неэмоциональным, а то, что люди говорят на исповеди, выбивает из колеи.

Ввиду всех этих моментов женское священство невозможно. Плюс ко всему самый простой аргумент — Господь пришел к нам в теле мужчины. На этот аргумент существует критика, что он просто не мог прийти в теле женщины, на тот момент его бы просто не восприняли. Возможно, это так. Но при этом если с практичной стороны посмотреть, то женщина не выдерживает, не выдерживает этой критики, потому что есть особенности. Но это не про ущербность женщины. Зачем женщине быть священником? В чем смысл?