Русскоязычный хип-хоп сегодня на подъеме. Батлы между его яркими представителями становятся культурными сенсациями, их имена слышали все. Концерт имеющего многомиллионную аудиторию (судя по роликам в YouTube, во всяком случае) FACE в Минске запрещают по моральным соображениям, что стопроцентно указывает как минимум на остроту его телег. Несмотря на то, что от своих черных корней этот хип-хоп оторвался достаточно сильно, он сохранил ряд важных жанровых моментов: прямоту и призыв к действию, отсутствие излишней рефлексии, непримиримость к назидательности — неплохие черты, которые позволяют ему быть главной музыкой современных подростков.

В этом контексте новый диск Макса Коржа, казалось бы, должен быть очень в строку — сейчас наилучшее время для выпуска хип-хоп-пластинок. Корж, впрочем, идет своим путем. Его герой не какой-нибудь там зажравшийся представитель золотой молодежи, а хорошо нам знакомый сосед по панельному дому — говорящий на трасянке, туповатый, но душевный. Это он, как дятел, долбит вам голову все выходные, а потом встречает в подъезде и говорит: извини, браток, я полки вешал. Макс даже раздобыл для клипа модный турецкий свитер из 90-х, чтобы образ был более полным.

Соответствующе звучат и композиции — это длинные, путанные и полные словно бы вызванной употреблением чернил сентиментальной плаксивой рефлексии баллады, повествующие о тех удивительных вещах, которые лучше всего описываются знаменитой цитатой из фильма «Зеленый Слоник» — я не могу здесь ее привести в силу матерности, но гугл без труда вам поможет. Отмечу только: сомневаюсь, что вас эти проблемы глубоко тронут.

В этом смысле музыка Коржа ничего общего не имеет с традиционным хип-хопом и его ценностями, но стоит сместить жанровую рамку (на секунду забыв про читку) — и все становится на свои места. Действительно, это лирическая грустная рефлексия, многословность, минор, темы ностальгии, любви, романтики — маркирующие черты исконно отечественной разновидности городского романса, известной как русский шансон. В рамках этой традиции, включающей все многообразие исполнителей от Круга до Утесова, альбом Коржа смотрится хорошо и естественно — и тематически, и эмоционально. Обращение к ней также неудивительно — используемую тут фигуру калдыря с района в свое время сделал мегапопулярной Сергей Михалок, и с тех пор этот калдырь путешествует у нас по всем жанрам: начиная от панк-рока и заканчивая чуть ли не джазом; он — главный посол беларуской культуры за границей, и он же — стереотипический образ нашего соотечественника.

Корж с самого начала своей карьеры до какой-то степени эксплуатировал этот образ, и в странах ближнего зарубежья его неплохо брали как наш фирменный экспортный товар. Теперь же он, похоже, хочет сделать еще один шаг вперед и выйти на ядерную аудиторию слушателей шансона — а она чрезвычайно широка. Но, к сожалению, для того чтобы сделать это рывок, материал Макса просто недостаточно хорош. Тут, конечно, есть и про любовь, и про дружбу, и про криминал, но все это уж очень завязано на личность самого певца, слишком многословно и недостаточно круто.

Макс вроде бы и пытается, как того требует жанр, прикрепить к пьяным слезам образ мощного мачо, но выходит неубедительно. И, само собой, в альбоме отчаянно не хватает композиций про мать и отсидку.

Однако в целом идея коммерчески верная, пусть и не новая — до Макса в этой нише уже успешно выступил Серега со своей замечательной композицией «Бумер». Подача у Коржа неплохая, акцент хороший — улучшить тексты, добавить пару хуков в рефрены — и на следующем альбоме все получится, и читка его зазвучит в каждом такси и из каждой фуры.


Текст: Конрад Ерофеев

Обложка: resprod.ru