Дуэт «Нави» выпустил новую пластинку «Адна дарога», а The Village Беларусь призвал своего музыкального журналиста этот альбом послушать.

Поездка «Нави» на «Евровидение», во всяком случае в отражении беларуских медиа, выглядела как полный триумф. По дороге туда пресса и социальные СМИ щедро рассыпались на комплименты: какие ребята симпатичные, талантливые, как они максимально достойны представлять страну. По дороге обратно: как отлично выступили, как здорово спели, как хорошо смотрелись — будто вошли как минимум в пятерку лучших, а не заняли скромное 17-е место.

«Евровидение» — во многом политизированный конкурс, и причины такой поддержки — также скорее политические или, во всяком случае, социальные, но не музыкальные. В первый раз от страны поехали люди, напоминающие внешне и по поведению собственно людей, а не механические копии Иосифа Кобзона со встроенной драм-машинкой и улучшенным экстерьером. Мало того, поехали с песней на беларуском языке, и даже вроде бы с какими-то фолк-мотивами. В текущем историческом периоде крайне востребовано искать твердую почву в аграрном прошлом, а свой патриотизм маркировать при помощи именно языка, плюс именно сейчас, в пору очередного охлаждения отношений с Россией, в стране возник внезапный консенсус правящих кругов и оппозиции, что (во всяком случае в каком-то количестве) такого рода патриотизм — это хорошо, и потому всенародная поддержка была ожидаема. То, что при этом сама песня — откровенно слабая и скучная, уже ничего не могло изменить в этом раскладе.

Конкурс прошел, а музыканты, как и положено, куют железо, пока горячо, они успешно гастролируют, а теперь к тому же записали новый альбом. Пластинка — это не выступление на политическом карнавале, за патриотизмом тут спрятаться намного сложнее, недостатки материала за ним уже не утаишь.

По сравнению с предыдущей — доконкурсной, записью, изменений на новом диске не так много, и они имеют, скорее, эволюционный характер. Главным образом интереснее и разнообразнее стали аранжировки. Они живее, больше наследуют у хорошей западной эстрады, а местами звучание гитары даже напоминает U2. Однако, что касается самих песен, то они ни в чем не изменились.

Основной характеристикой композиций «Нави» остается их плоская бессмысленная веселость. Сколько ни слушай, совершенно невозможно понять, отчего дуэт так распирает. В этом веселье нет градаций, нет ему объяснения, нет никакой глубины — по сути, такой настрой сложно объяснить как-либо иначе, чем употреблением рекреационных наркотиков, и если дело не в них (а скорее всего, не в них — в Беларуси с этим делом строго), то я даже не могу предположить, в чем. Людям просто-напросто не свойственны такие продолжительные эйфорические состояния. Сверху этого сахарного пирога лежат две вишенки, доставшиеся нам от народного прошлого музыкантов. С одной стороны, двухголосие, напоминающее нам о женщинах в кокошниках на сцене филармонии, с другой — манера петь на улыбке и подухивать на сильных гласных, от которой начинает мутить довольно скоро.

При этом сам материал все так же мелодически невнятен, с трудом запоминается, ему трудно подпевать. «Нави» пытаются решить эту проблему в довольно модном нынче ключе — вставляя в песни хуки-вокализы а-ля хоп-хей-лалалей. Этот подход многим принес успех: начиная от победителя «Евровидения» Рыбака и заканчивая Эдом Шираном, но в данном случае он скорее усугубляет гнетущее хуторское впечатление, созданное двумя приемами, описанными выше.

В итоге мы имеем горячечно-эйфоричную запись, на которой людей непонятно от чего впирает и которая в музыкальном плане крайне невнятна, если не неприятна. Кто-то скажет — нашел что критиковать, это же наше, это же позитив. Действительно, позитив, да и старая поговорка про смех без причины — не такая уж умная, но если во время прослушивания вы обнаружите, что по непонятным причинам эта запись доводит вас до белого каления и вам хочется схватиться за нож или топор — не переживайте, вы не одиноки.


Текст: Конрад Ерофеев

Обложка: wikimedia