Беларуская группа «Без Билета» выпустила новый альбом под названием «Маяк». The Village Беларусь спросил нашего музыкального корреспондента, что он об этом думает.

Ситуация со взрослой поп-музыкой в Беларуси никогда не была благополучной. У нас есть молодежные бунтарские, эстетские и философские группы, авангардисты, танцевальные коллективы, имеется исторически оправданная прослойка постсоветской эстрады. С чем проблема — так это с местными коллективами, которые занимали бы ту нишу, которая на мировой сцене занята ребятами вроде Coldplay, Стинга или, скажем, Элтона Джона — эстетически привлекательной и достаточно умной поп-музыки, которую слушают и тридцати-, и сорокалетние.

Это интересный сегмент музыкального рынка. С одной стороны — эта аудитория платежеспособна, все уже состоялись, зарабатывают и могут оплатить билеты и альбомы. С другой — здесь нет необходимости понижать планку, жанр позволят и даже требует от артиста делать качественную музыкальную продукцию, глубокую, с хорошей мелодикой, аранжировкой, текстами. Тут есть простор для самовыражения.

К сожалению, именно по причине высоких требований к качеству работать в этом жанре очень сложно. По определению музыка здесь должна быть хороша во всех своих аспектах и не в ущерб содержанию. Нельзя укрыться за эмоциональностью исполнения или новаторством — это все необходимые составляющие, но к ним обязательно, а не опционально, надо приложить еще и мелодику, и текст, и профессиональную аранжировку, и отличную запись. Это дорого, сложно, требует большого профессионализма. У нас очень мало коллективов, которые могут работать на таком уровне.

Например, те же Михалок и Вольский ориентируются на более нишевую аудиторию, идеологически заряженную и в целом более молодую. Войтюшкевич, который ближе к описываемой нише, все-таки в связи со своеобразной манерой исполнения и достаточно старомодными аранжировками ограничивает свою аудиторию поклонниками городского романса. «J:МОРС» — единственный приходящий в голову коллектив, который всерьез претендует занять эту нишу, но даже у них аранжировки несколько старомодны, а песни — легковесны. Именно по причине такого исполнительского вакуума особенно приятно, когда неожиданно появляется работа, полностью отвечающая требованиям жанра. Еще приятнее, когда она появляется у коллектива, от которого подобной прыти не ожидаешь.

«Без Билета» — группа немолодая и в узких кругах широко известная. У нее были времена получше, времена похуже (например, последние пять лет), но стиль оставался в общем-то неизменным. Группа всегда играла музыку, которую принято называть позитивной — мажорную, несколько отдающую регги рок-попсу, не слишком глубокую, плосковато-романтичную и в общем неплохо подходящую для подростков. У коллектива всегда был узнаваемый звук и — особенно — вокал, но на этом его достоинства в общем-то и заканчивались.

Новый альбом, под названием «Маяк», конечно, до какой-то степени сохраняет связь с предыдущими работами коллектива — и звук, и вокал все еще узнаются. Однако содержательная часть претерпела существенные изменения. Музыканты повзрослели, и, возможно, поэтому решили разбавить тему жизнерадостности темой конечности жизни. Возникший контрапункт, как бы он ни был банален, придал музыке коллектива глубину и вывел ее на новый уровень.

Несмотря на то, что тексты, если в них пристально вслушиваться, не особенно глубоки, существенно изменилась эмоциональная подача и мелодика, все приобрело глубину и объем. Конечно, когда речь идет о симбиозе регги и смерти, в голову неизбежно приходит «Коллектив охраны тепла» с его трагичным и дремучим северным звучанием, и — удивительно — дух КОТ тут тоже ощутим.

На этом достоинства альбома не заканчиваются. Он, безусловно, содержит достаточно хитов — «Пироги», «Маяк», «Все Перевернется», «Святочная» — очень хорошие запоминающиеся песни. Здесь прекрасные профессиональные аранжировки, совершенно современные, сложные, профессиональные. И, что хочется отметить отдельно, здесь очень хороший звук. Это безусловная удача Тани Кушнер, которая отвечала за продюсирование. Это Wall of Sound, но сделанный по-новому — так, как этого требует вторая декада XXI века. Живые инструменты удачно совмещаются с электроникой, вокал органично живет в миксе, а поверх этого лежит тонкий слой ностальгической кинематографичности, которая плотно связывает и склеивает альбом, делает его цельным и мощным.

Работа совершенно нового для группы уровня, и с ходу я и не вспомню отечественных дисков, аналогичных этому. Ну и, чего там, конечно, после такой записи группа — готовый и сильный претендент для поездки на «Евровидение» в 2019-м.

Текст: Конрад Ерофеев