Фотограф Дарья Соколова из Могилева создала серию фото с обнаженными женщинами, назвала ее «Lungs» и посвятила сохранению Печерского лесопарка. The Village Беларусь попросил организацию по защите прав женщин прокомментировать данный проект и объяснить, почему голые девушки не помогут остановить вырубку лесов.

Текст

Тамара Колос

Фотографии

Дарья Соколова

С чего все началось?

Некоторое время назад Дарья Соколова выложила фотопроект «Lungs» на своей странице в социальной сети и сопроводила его следующим описанием: «В последние годы наш лес потерял миллионы деревьев из-за засухи и нашествия жуков-короедов, вызванных потеплением климата. Эта большая вырубка в Печерском лесу меня вдохновила на создание этих великолепных лесных фей».

Разумеется, такая провокация не осталась незамеченной. В комментариях к посту Дарью одновременно хвалят за художественный взгляд и ругают за «пошлость». Сама же фотограф считает критику влиянием советского режима. В интервью для портала «Права человека в Могилеве» она отметила, что «с молодыми людьми немного полегче, но все равно мало кто из той коробки смог выбраться и посмотреть на мир другими глазами».

Почему лес нужно защитить?

В конце 2016 года стало известно, что Могилевский горисполком решил вырубить 462 дерева во втором квартале Печерского лесопарка с целью «улучшения условий проживания горожан, а также предотвращения аварийных ситуаций». По мнению озеленителей и властей, Печерск в последние годы серьезно страдает от жука-короеда.

Могилевские активисты тут же создали группу для сохранения зеленой зоны и стали добиваться придания лесопарку статуса памятника природы местного либо республиканского значения. После того, как они обратились в городскую инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды, вырубку деревьев приостановили.

В конце августа активисты отправили в горсовет депутатов обращение, в котором более четырех тысяч могилевчан просят создать общегородской парк «Печерский сад».

При чем тут фотограф?

Все в том же интервью для «Прав человека в Могилеве» Дарья Соколова поясняет: «В Могилеве собирались подписи за создание на территории бывшего питомника «Могилевзеленстроя» вблизи Печерского лесопарка общегородского парка. Сбор подписей стартовал в конце мая, и я, как фотограф, очень хотела как-то помочь и заставить людей задуматься о том, что человек делает и куда это приведет. Уже очень давно я вынашивала мысль о фотопроекте в защиту нашей природы. Когда ты углубляешься в проблемы глобального потепления, изменения климата, становится страшно. Деревья — как люди, только восприятие мира у них намного тоньше. Голое тело тут не часть эротичного кино, это не способ для привлечения внимания к картинке, все намного глубже. Обнаженная натура символизирует чистоту и невинность, голое тело как голая чистая душа каждого срубленного дерева. Деревья — живые, это великие создания».


Такой подход постепенно снижает ценность женщины как личности и женскую самооценку, вызывает депрессию и отчаяние

Отбора моделей не было, фотограф просто набирала всех желающих поучаствовать в проекте. Так как Дарья хотела провести параллель с различными видами деревьев, в команду попали «девочки с разными фигурами, длинной волос и цветом кожи».

«Ни у одного произведения искусства не было однозначного восприятия. Мы все — люди. У каждого есть свое видение, свое мнение. Я это уважаю. Возможно, некоторые немного не поняли, что я хотела сказать этими фотографиями. Некоторые просто оценивали моделей, придумывали свою историю фотографии. Я допускаю, ошибкой с моей стороны была недосказанность, — говорит Дарья. — Нужно своими силами как-то обращать внимание на насущные вопросы существования нашей планеты, через искусство, через активное участие в различных фондах, через пересмотр своей жизни и отношения к окружающей среде. Пока мы потребляем и ничего не даем взамен нашей природе, она нас будет уничтожать. А все мы хотим жить в гармонии».

Александра Дикан

Создательница организации, директор НГО «Центр по продвижению прав женщин — Ее права»

К сожалению, данный фотопроект – это пример того, что «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Вроде бы и задумка благородная — привлечь внимание к проблеме вырубки леса, другими словами, сохранить лес. Но мы не можем игнорировать факт того, как эта в задумка была реализована. И здесь мы видим проблему — объективацию женского тела. Что такое вообще объективация? По-простому говоря, объективация — это восприятие человека как товара или объекта для какого-либо использования, без учета его личности или способности испытывать чувства.


Таким же образом женщину можно сравнивать со столом, с лопатойда с чем угодно, в принципе!

То есть, преломляя данное определение на анализируемый фотопроект, мы видим, во-первых, что здесь идет использование женского тела именно как объекта для привлечения внимания к проблеме вырубки леса. Смотря на фото, мы не можем понять, что это за женщины, чем они живут, что они за личности — на первый план выходит именно их оголенное тело. Здесь женская сексуальность, транслируемая через полную оголенность тела, ставится на первое место — это то, чем «торгует» авторка в своем фотопроекте и через что надеется привлечь внимание к проблеме. Через это идет укрепление стереотипных представлений о женщине лишь как сексуальном объекте, идет сужение ее образа и личности лишь до тела и того, чем можно «торговать» и что можно использовать для более успешного продвижения товаров, услуг, идей. Многие автомобильные концерны тоже часто руководствуются тем же принципом – если поставить рядом с машиной красивую, откровенно одетую девушку, то машину захочет купить большее количество людей (читай, мужчин).

Другим признаком женской объективации тут можно выделить то, что авторка фотопроекта сравнивает женщину с деревом. Дерево — это некий предмет, по сути. Мы не берем сейчас философские размышления о том, что деревья живые и чувствуют боль. И когда мы проводим такие параллели, видим, что образ женщины сводится до чего-то неодушевленного, попросту — до предмета, даже если приравнивается к такому возвышенному предмету как лесное дерево. Таким же образом женщину можно сравнивать со столом, с лопатой — да с чем угодно, в принципе! Ведь это уже не личность, а так — инструмент какой-то или часть мебели. Не стала же использовать авторка тут голые мужские тела и говорить, что «деревья — как мужчины: чувствуют боль, истекают болью и в ранах…» Такие высказывания о мужчине сложно представить в связи с существующими гендерными стереотипами. Вот если бы в этом проекте на равных приняли участие как мужчины, так и женщины — была бы смешанная группа оголенных тел на фоне леса. Уже посыл читался бы немного по-другому, по моему мнению. Хотя в любом случае нужно смотреть на исполнение.


При чем тут раздетая женщина к лесу, а тем более к его вырубке?

Ну и третьим признаком объективации женщины тут я бы выделила то, что не соблюдается принцип уместного и обоснованного использования тела женщины. К примеру, в рекламе женских прокладок логично использовать женский образ так же, как и логично видеть сияющую улыбку в рекламе зубной пасты, а в рекламе памперсов — малыша. То есть когда в визуальном ряде рекламы/фотопроекта есть связь между рекламируемым продуктом и человеком, задействованном в данной рекламе.

В анализируемом же нами фотопроекте связи между «рекламируемым продуктом» (спасение леса и природы) и использованием голого женского тела вообще не наблюдается — при чем тут раздетая женщина к лесу, а тем более к его вырубке? Зачем и с какой целью там она была использована? И как это поможет спасти природу и остановить вырубку леса? Думаю, если не мудрить с ответами на эти вопросы, всем будет очевидна абсурдность ситуации. И стоит понимать, что это не просто арт-объект — порыв души художницы, а выставка с определенной целью, продвигающая определенные ценности и цели. И цель — спасти природу — несопоставима с выбранным методом в виде женских оголенных тел на лесном срубе.

Вот поэтому и можно сделать вывод о том, что данный проект объективизирует женщин, чем еще больше усугубляет их положение в обществе и усиливает стереотипные представления о женщинах. Такой подход постепенно снижает ценность женщины как личности и женскую самооценку, вызывает депрессию и отчаяние — ведь через такого рода проекты женщине постоянно транслируется то, что «нам не важно, какой у тебя ум — нам важно, как выглядишь ты и твое тело».

Что касается подбора моделей, то мне сложно утверждать что-то за кого-то. Если авторка проекта утверждает, что девушки одной комплекции и роста были подобраны случайно, то я склонна верить и доверять тому, что человек говорит. Скорее, можно подумать, почему так вышло, что подобрались именно такие девушки? Я бы предположила (это чисто мое мнение), что, прочитав про идею проекта, далеко не каждая девушка решилась бы принять в нем участие — ведь нужна определенная смелость и уверенность в себе, чтобы полностью раздеться перед камерой. На такое скорее решится девушка, довольная своей фигурой и комплекцией, не боящаяся услышать мнение общественности. А какая фигура в обществе считается «красивой» и «нормой», которую «не стыдно показать», не сложно догадаться, если даже в магазине женской одежды зачастую сложно найти размеры одежды выше М. Поэтому даже там, где кажется, что все вышло случайно и естественно, по факту не всегда так и есть.