РэакцыяРеакция известных беларусов на ресторан, открывшийся рядом с местами массовых расстрелов в Куропатах
«Я поняла глубину падения нашей власти»
The Village Беларусь собрал мнения разных сторон о ситуации с рестораном «Поедем поедим», который открылся в двух шагах от Куропат — мест массовых расстрелов советских граждан.
Светлана Алексиевич
писательница, Нобелевский лауреат
— Меня не оставляет образ министра Шуневича в форме НКВД. Я поняла глубину падения нашей власти. Я думаю, Шуневич не читал ни Солженицына, ни Шаламова, и понятия про это не имеет. Во-вторых, я поняла, что, поскольку только молодые защищают нашу честь, в том числе и в Куропатах, эти «шуневичи» чувствуют себя абсолютно безнаказанно. Раз уж этот ресторан открылся, то это абсолютное падение общества. Думаю, разрешила им это высокая власть. Как мы знаем, в этой стране крышу никто не починит без высокого разрешения. Так что там темные совсем дела. Можно говорить и про нашу собственную ответственность, каждого из нас. Мы это допустили. Почему общество молчит? В любой европейской стране были бы сотни тысяч на улицах.
Эдуард Пальчис
— Лучший вариант памятника от властей, которые ещё 17 лет назад бульдозерами хотели уничтожить Куропаты, — вернуть охранную зону в границы 2004–го года. А также выполнить предписание прокуратуры от 2012–го года, где в течение месяца требовали убрать «Бульбашь-Холл» с охранной зоны урочища. Остальное мы дальше сами сделаем.
Игорь Шуневич
— Подход очень прагматичный, очень простой. Есть решение власти о выделении земли для этого заведения. Есть само заведение, которое построено, возведено и планируется к своему функционированию. Есть общественный порядок, который вокруг этого объекта существует ныне. Часть пытается кормить приехавших, часть пытается не допустить этой кормежки. Мы будем реагировать, опять же, только на нарушение общественного порядка, не занимая ничью из сторон в этом конфликте. Никакой особой позиции Министерства внутренних дел в этом вопросе нет. Если будет заявление одной из сторон, мы будем рассматривать его в соответствии с законодательством, и нарушитель общественного порядка будет привлекаться законом к соответствующей ответственности. Вот все, что я могу прокомментировать. Инициативно каким-то образом быть буфером между двумя сторонами мы, безусловно, не будем.
Глеб Лободенко
журналист
— Калі нехта з вашых знаёмцаў захоча наведаць гэты бардэль на касцях, то парайце адразу пайсці на могілкі, адкапаць труп і сядзець абсмоктваць косткі, бо гэта будзе прыкладна тое самае.
Светлана Дубкова
представитель ресторана «Поедем поедим» (орфография сохранена)
— Это не акция протеста, а збор уголовников и людей у которых нет никаких идей. Люди стоят, бросаются на машины, нарушают все правила закона. Это не народ. Это люди которые идут против государства и хотят внести хаос. Цевелизованные люди всегда найдут букву закона а не разводят бордак в общественных местах. Все, что я думала о вас, я написала. Мнение не изменилось. Клоуны и провокаторы.
Стась Карпов
— Што тычыць «паедзем-паблядзям», — мяне, як і раней, хвалююць не столькі самі Курапаты, колькі ўчынак. То бок — не факт прысутнасці сталоўкі, а факт ўкладання грошай у дэманстрацыю.
Мы жывем у адносна бяспечны і гуманны час. Нават з папраўкай на спецыфіку нашай краіны. Зараз не 1917–ы, не 37–ы, не 41–ы (і г.д.) год. У 2018–м нават у Беларусі няцяжка пражыць усё жыццё, не будучы мудаком. Можна рабіць бізнес і не быць мудаком, можна пець песні і не быць мудаком, лячыць людзей, вучыць людзей і не быць мудаком. Ёсць не такая вялікая колькасць пасадаў і сфер дзейнасці, дзе ад цябе вертыкальна патрабуюць паскудства. Таму, калі чалавек становіцца паскудам і ажно ў маштабах краіны — гэта значыць, што ён прыклаў пэўныя намаганні і грунтоўна упёрся нагамі, каб адштурхнуцца ад краешка маральнасці.
Можна было пабудаваць сваю ізбу-бухальню у іншым месцы? Можна. А калі ты атрымліваеш участак па схемах, далёкіх ад празрыстасці, можна было б выбраць месца і папіжжа. Але ты траціш бабло, нервы, башляеш аднаму, другому, пятаму, дваццатаму, наймаеш нейкіх оркаў у ахову — і ўсё толькі для таго, каб быць мудаком. Цяжка называць гэтага чалавека бізнесменам. Бізнесмены трацяць час на бізнес. Як называюцца людзі, якія трацяць час на рэалізацыю сябе ў статусе паскуды — я не ведаю. І гэта — цікава. А яшчэ цікава чытаць задуменныя поўныя лірызму допісы пра тое, што я вось туды не пайду, але з іншага боку «у нас могілкі паўсюль». То бок пакідаючы сабе прастору для этычнага манёўра
Ну і пры чым тут могілкі? Могілкі — гэта вынік чалавечай жыццядзейнасці. Муніцыпальная руціна. Закрыццё і ліквідацыя любых могілкаў на пэўным этапе гэта нешта тыпу знішчэння гарадской звалкі. Я разумею, што гучыць не надта этычна, але ў выніку — так яно з нацяжачкай і ёсць. А Курапаты — гэта не могілкі. Гэта месца злачынства. І важнасць гэтага месца не ў саміх касцях, а ў тым, як і чаму там косці апынуліся. Курапаты важныя не тым, што там косткі, а тым, што костак там быць не павінна. Межы гэтай тэрыторыі бароняць не таму, што баяцца яе памяншэння. А як раз таму, што баяцца яе павелічэння і памнажэння. Яшчэ раз. Гэта — не могілкі. Гэта месца забойства. Пад зямлёй — не косткі, а улікі. І над зямлёй — не проста крыжы, а пазнакі таго, што следства можа быць і прыпынена, але прыпынена часова. Бо ўсё на зямлі часова.
Николай Чергинец
— Ну какие там рестораны? Ресторана не должно быть, это понятно. Что там — поминки будут проводить? Нет. Там будут песни-танцы и прочее. И элементарные пьянки. Поэтому я считаю, что этого делать нельзя. Проезжая мимо, я бы отворачивал голову. У меня бы никогда не проснулся аппетит в таком ресторане в таком месте.
Рада «Саюза беларускіх пісьменнікаў»
— Рада грамадскага аб’яднання «Саюз беларускіх пісьменнікаў», разам з усёй неабыякавай грамадскасцю, выказвае рашучы пратэст з нагоды ганебнай падзеі – адкрыцця рэстарана «Поедем, поедим», наведнікі якога будуць харчавацца і танчыць побач з лесам памятных крыжоў курапацкага мемарыялу. Такой ганьбы не зведвала ніводнае месца памяці ахвяр, ніводзін мемарыял у свеце: забудова вакол іх заўсёды і неадменна плануецца з улікам меркаванняў супольнасці, у тым ліку меркаванняў маральна-этычных, якія, як мы вымушаны адзначыць, вельмі рэдка ўлічваюцца ў Беларусі ў дачыненні ахвяр сталінскіх рэпрэсій. З другога боку, ніводзін забаўляльны рэстаран не адкрыецца ў Хатыні, Трасцянцы, як не адкрыты ён у Асвенцыме ці Майданаку. Але ў Курапатах, дзе былі расстраляныя сотні беларускіх паэтаў, празаікаў, актораў і навукоўцаў, дзясяткі тысяч дагэтуль невядомых людзей, такая знявага па-ранейшаму магчымая.
Шануючы права прыватнай уласнасці, мы заклікаем уладальнікаў зямлі, на якой збудаваны комплекс, да шырокага грамадскага дыялогу, у выніку якога будуць выпрацаваны захады да дээскалацыі грамадскага канфлікту і ўлічаны ўсе інтарэсы.
Мы ўпэўненыя, што з усіх бакоў ёсць людзі, для якіх пашана да продкаў, а тым больш да бязвінных ахвяраў, – святое. Гэта ў спрадвечных традыцыях, у самім характары беларусаў, што і мусіць стаць вырашальным у канфлікце, які склаўся вакол нацыянальнага мемарыялу «Курапаты». Памяць пра сотні тысяч загінулых, знішчаных сыноў і дачок Беларусі, проста патрабуе ад нас стварэння ў Курапатах Музея ахвяраў бальшавіцкіх рэпрэсій.
Лявон Вольский
— На маю думку, ненармальна, што там адкрываецца рэстарацыя, але мне падаецца, што яна доўга не пратрымаецца там. Гэта ж не такое месца, як вуліца Зыбіцкая ці Кастрычніцкая — я наогул не разумею, хто туды паедзе есьці. Мо цяпер туды, чаго не хацелася б, будуць езьдзіць нейкія людзі паводле палітычных схільнасьцей, верныя сталіністы-леніністы. А я там пасьвяткаваць-паесьці — вы што? Я і так у Менску рэдка хаджу па такіх «злачных», а ехаць есьці каля месца масавых расстрэлаў — гэта абсурд поўны.
Денис Блищ
блогер, медиаконсультант (печатается в сокращении)
— В ситуации вокруг ресторана «Поедем поедим», открытого в непосредственной близости от охранной зоны урочища Куропаты, победителей не будет. Возможно, пикетирующие убедят еще десять, пятьдесят, сто случайных посетителей не отдыхать там, где НКВД тысячами расстреливал репрессированных, но на экономических показателях ресторана это скажется слабо. В то же время «Поедем поедим» освоил, пожалуй, самую неудачную локацию в стране — соответственно, еще на этапе строительства отвернул от себя массу людей. Впрочем, залы ресторана все равно не будут совсем уж пустовать. В стране прорва людей, не чувствующих никакой эмоциональной связи с трагической историей Куропат. Я даже больше скажу: многие вовсе не знают, что это за Куропаты такие.
Мне вообще кажется, будто и инвесторы «Бульбашъ-холла», ныне «Поедем поедим», не до конца осознавали политические риски стройплощадки. Конечно, знали об охранной зоне урочища, ведь ее границы были изменены уже постфактум, но, наверное, относились к этому как к несущественной проблеме. Типа, изменим границы, и все станет хорошо.
По факту же вышло, что ресторан попал в крайне токсичную ситуацию, когда даже Relax.by вынужден удалять нейтральный обзор под давлением общественности. Уверен, теперь любые тексты о «Поедем поедим» в тоне кроме негативного, попадут под самоцензуру редакторов практически всех СМИ Беларуси.
Да и вообще я не завидую маркетингу ресторана, потому что, по-хорошему, начинать нужно аж со смены названия и полного репозиционирования. Разумеется, никто этого делать прямо сейчас не собирается, поэтому какое-то время «Поедем поедим» придется туго.
За эти пару недель я слышал немало доводов за оправдание места постройки «Поедем поедим». Мол, вон на территории бывших нацистских концлагерей есть пивные, а весь Минск, как любой старый европейский город, стоит на костях. Это так, но все равно не помогает новому ресторану у Куропат. Потому что уместность — это не просто логика и законы, а еще и эмоции. Проблема неудавшихся инвесторов именно в их эмоциональной оторванности, которую нельзя заполнить даже юридическим изменением границ охранной зоны. Неожиданно, но именно эта оторванность и станет для них самой горькой пилюлей, скажется на стоимости ресторана и его посещаемости.
— Не прошло и суток! В Google Maps заведение снова пометили как закрывшееся, после как минимум 30 отзывов и заслуженной оценки.
Подведу итоги:
- Менее, чем за 4 дня более 130 отзывов. Каждый написал ту информацию, которую хотел донести до потенциального клиента. Отзывы на разных языках: английский, польский, чешский, русский. И главное! Все отзывы носят информационный, культурный, образовательный посыл, сопровождая фото с архивов и событий.
- Как минимум 130 реальных людей стараются и помогают. Это 130 человек, которые готовы помочь рассказать факты и свое мнение тем способом, которым может воспользоваться почти каждый человек.
- Видимо, кому-то очень не нравится правда о том месте, где открыли заведение, раз уделяется такое пристальное внимание всего лишь геолокации в Google! Оно и к лучшему! Чем больше мест, тем меньше шансов выбрать реальное и понять, стоит туда ехать или нет.
Алесь Плотка
блогер (печатается в сокращении)
Рэрайтнуў хуценька галоўны тэкст сённяшняга дня.
Прямо как для живых. Как выглядит новый ресторан «Поедем Поедим», который открылся на кладбище под Минском
На днях под Минском открылся новый загородный ресторан «Поедем Поедим». Xalerа.by побывал в заведении и выяснил, каким оно будет и чем собираются угощать гостей.
«Поедем Поедим» расположился на 51–м километре МКАД, в качестве ориентира — неподалеку находится северное кладбище и место массовых расстрелов, Куропаты. Здесь в двухэтажном здании разместился ресторан с террасой, открытая, как грудная клетка, летняя кухня, игровой городок для детей, которые могли быть правнуками пошедших в расход и несколько отдельных домиков и беседок, где можно с комфортом пустить себе пулю в башку, пытаясь осознать это всё.
Домики, как небольшие могильные захоронения, предназначены для компаний от 10 до 15 человек. Здесь можно проводить дни рождения или дружеские встречи, очные ставки и допросы.
В меню представлены блюда кухонь всех расстрелянных здесь народов, поэтому вы можете смело звать сюда гостей из Польши, Прибалтики и других стран. Меню дополняется классическими блюдами грузинской кухни, которые готовятся в печи «Пурне» прямо при гостях, а часто из них самих.
Пользуясь услугами нашего официального перевозчика, такси «воронок», вы можете рассчитаться безналом: часами и коронками. Работает система доносов-инвайтов для друзей.
Текст: Александр Лычавко
Обложка: wikipedia.org