10 декабря вышли первые два эпизода сериала «И просто так…» (And Just Like That…) — сиквел культового «Секса в большом городе», который многих разочаровал и даже возмутил. С тех пор новый мини-сериал про старых героев не перестают обсуждать — кто-то его критикует за эйджизм, застрявших в прошлом героев и лаги в сюжете, а кто-то защищает, потому что узнает себя в Кэрри и Миранде 20 лет спустя. К спору подключились беларусы в соцсетях. The Village Беларусь собрал мнения разных сторон и предлагает вам принять участие.

Фото: CRAIG BLANKENHORN / HBO MAX

Где смотреть:

Что говорят авторитетные критики?

The New York Times:

«Если вы ожидали, что этот коктейль отвлечет вас от мировых проблем, то премьера швырнет вам напиток в лицо».

«„И просто так“ превратилось в шаблонную историю из разряда „И жили они долго и счастливо“».

«Большая часть сериала напоминает комедию о культруном путешествии во времени: что получится, если перезагрузить „Секс в большом городе“ в социальную и телевизионную культуру 2021 года?».

«Во всем этом есть что-то от выжившего пещерного человека 1990-х годов».

«„И просто так“ может предложить преданным фанатам завершение истории, которого не было в предыдущем сериале, — если раньше не выведет их из себя. Но закончив просмотр и закрыв ноутбук, я не мог не задаться вопросом: действительно ли это было необходимо?»

Forbes:

«Прошло 17 лет с окончания сериала „Секс в большом городе“, 13 лет — с первого полнометражного сиквела и 11 лет — со второго, но героини берут нас за руку и усаживают за стол, будто всех этих лет не было. Как нагрянувшие в гости дальние родственницы, которых ты в последний раз видел, когда сам был подростком».

«Новая версия выглядит вечеринкой ряженых в дорогих платьях напрокат».

«В новом сериале герои сексом не занимаются. Они относятся к сексу стыдливо и ханжески, что по-настоящему странно для сериала, где само слово „секс“ когда-то присутствовало в названии. „И просто так“ только поддерживает порочную тенденцию невидимости секса в зрелости».

«Самые нелепые изменения касаются Миранды — когда-то собранной, мотивированной, трудоголичной и не спускавшей на тормозах ни одну ситуацию, нарушавшую ее границы. Теперь Миранда идет учиться в Колумбийский университет, чтобы вместо корпоративного права заниматься юридической поддержкой уязвимых групп. В итоге она мелет полную чушь, употребляет не к месту все неполиткорректные слова, путает возраста и гендеры одногруппников и запивает неловкость алкоголем».

«Кэрри, Шарлотта и Миранда — типичные „замороженные“: кажется, они 20 лет не выходили из дома и не имеют никакого представления о мире, в котором живут. Незаметно для себя героини стали теми, кого когда-то высмеивали: тревожной матерью, гиперконтролирующей супругой и фланирующей по дому львицей с фривольным прошлым и сомнительным настоящим».

«Вопрос не в возрасте героинь, а в застойности их мышления и отсутствии самокритики. И если массовой культуре нужна страшилка „Вот что с вами будет во второй половине жизни, если вы не начнете заботиться о других и сомневаться в себе“, то авторы „И просто так“ ее сняли».

Фото: HBO Max

Арина Холина, писательница, секс-блогер:

«Рьяные эйджисты негодовали, что героини слишком старые для секса и города, но оказалось, что самые-самые эйджисты — авторы сериала. Героиням тут в среднем 55 лет, но они ведут себя как карикатурные бабушки 80 лет из глухой деревни, которые приехали навестить внучка в столицу (причем в комедийной версии Сарика Андреасяна)».

«Керри идет на подкаст о секса и теряет дар речи от слова „мастурбация“. ЧТАААА?!».

«И Керри, и Миранда — интеллектуальная элита Нью-Йорка, они всю жизнь общались с самыми продвинутыми личностями, они сами — продвинутые личности, и вдруг создается ощущение, что последние лет 10-15 они ни разу не видели интернет, газеты, не слушали подкасты».

«Я в шоке. Одних из самых ярких и современных женщин Нью Йорка в их 55 лет превратили в каких-то дремучих консервативных обывательниц из колхоза».

«Не сексуально. Не современно. Не остроумно».

А что о сериале думают беларусы?

Фото: HBO Max

«Зачем они 55-летних женщин и 60-летних мужчин превратили в ментальных стариков?»

Лилия Ахремчик

Психолог

— Мне не зашло. Вот просто совсем не впечатлил новый «Секс в большом городе». Я даже зла и разочарована. Я ждала большего. Я ждала правды, а увидела фальшивку. И дело не в героинях и не в их возрасте, и не в нелепостях, которые они творят, это все просто очень плохой сценарий. И будь этот фильм первым, а не последним, он не набрал бы нисколько. От первого до последнего слова — не верю. Все натужно и неестественно — и диалоги, и темы, и события. Сорри, но без спойлера не описать.

О чем говорят подружки в первых минутах фильмах? О том, стоит ли Миранде красить седые волосы или и так сойдет. Серьезно? То есть до 55 лет она так и не определилась с этим вопросом? А Шарлотта к 55 так и не поняла, что давить на подругу не стоит, что ее внешний вид — ее дело?

А что Миранда устроила на курсах? Проработав 30 лет адвокатом, она так и не узнала, что такое расизм? Так и не поняла, что называть черной преподавательницу в Америке не стоит? С чего это вдруг она прицепилась к афрокосичкам? Кому в голову мог прийти такой экзерсис? «Как нам притянуть в сериал тему угнетения афроамериканцев? Ну, пусть будет Миранда тупой курицей, которая никаких выводов из профессионального опыта не сделала, вообще не понимает, в какой стране живёт, и поэтому молотит всякую чушь». Так, что ли?

Ладно, убили сценаристы мистера Бига сразу же, чтобы освободить, видимо, Кэрри для сексуальных приключений. Но что такое было вот это все с похоронами и проживанием горя? Какие платья, какие шляпки? Идеальный зал для церемонии прощания? Что за х@ета? Я, может, чего-то не понимаю в жизни, но я не думала, что с мужчиной мечты прощаются именно так.

Бог с ними, с их платьями и их жеманством, из которого они так и не выросли, но где хоть какая-то глубина? Ну, немножко? Ну, приблизительно? На протяжении всех двух серий меня не покидало удивление: «Как вы с вашим зашкаливающим нарциссизмом и самолюбованием вообще дружите?». Миранда, в этом смысле, хоть как-то поадекватней выглядит.

Ну, и серьезно, мне грустно, что в 55 женщина не может вслух заявить, что ей неприятно обсуждать на радио, мастурбирует ли она в публичных местах. И к 55 ощущение границ не изменилось по сравнению с 29? Зачем тогда были эти плюс 25 лет? «Я все такая же девочка, только постаревшая»? Мне про это не интересно.

И да, что у сценаристов с восприятием возраста? Зачем они 55-летних женщин и 60-летних мужчин превратили в ментальных стариков, которым за 80? Как герои могли настолько выпасть из контекста, что не в курсе Инстаграма и подкастов? Улетали на другую планету на 15 лет? И слуховой аппарат у нестарого еще мужчины… Ну, комон!

Дождемся ли мы когда-нибудь нормального сценария про зрелых людей? Грущу.


Фото: Everett Collection

«Блин, хочется видеть клевых взрослых женщин, а не разукрашенных кукол»

— Посмотрела первые две серии продолжения «Секса в БГ». Точнее " И просто так» и…

Испытала дикое чувство неловкости. И удивлена, отчего же все вышло так плохо?

Почему взрослые 50+ женщины ведут себя настолько инфантильно? Столько манерности и совершенно бесмысленных разговоров с попыткой зрителю сразу объяснить повороты новой жизни, в которой есть инстаграм, пошленький подкаст, взрослый сын в пике сексуальной активности.

Что стало с Мирандой? Где уверенная в себе женщина, которая не тушуется в сложных ситуациях, а тут неожиданно в 2021 году она скатывается в бессвязный околорасисткий бред, словно только вчера ей сказали, что людей с иным цветом кожи больше нельзя определять по цвету кожи, нужны эвфемизмы. Она где двадцать лет до этого была? Да нам еще в 2000 в Брате-2 объяснили, что афроамериканцы, а тут взрослая самодостаточная тетка и такой казус.

Керри и Биг.

Что делать с такими взрослыми людьми? — подумали сценаристы и похоронили «мужчину моей мечты», чтобы все восемь оставшихся серий мы наблюдали за тем, как Керри переживает новое одиночество без него. Зачем?

Неужели в период 50+ нет иных вывертов судьбы? Нет никаких новых глубинных познаний? Секс в конце концов, принятие себя уже не столь шелковой и юной, новые непокоренные вершины, ощущение себя в новых контекстах, когда двенадцатилетняя девочка может снять смешной ролик в ТикТок и набрать два миллиона просмотров, а ты тупишь, твоя жизнь была тексты, а сейчас новая формация…

Блин, хочется видеть клевых взрослых женщин, а не разукрашенных кукол, которые спорят о том, что седина это красиво и вообще говорят какую-то пустоту, ты даже чувствуешь, как актрисы играют эти диалоги. Они же за это время столько всего пережили: metoo, ковид, менопаузу, Трампа, взросление детей и т.д и т.п. Есть что обсудить и поделиться опытом.

В общем, лучше всех в этом фильме сыграла Саманта, которая отказалась сниматься.



Фото: imago/MediaPunch
Ника Сандрос

Художница

— Читая отзывы (в основном женщины пишут) я страшно огорчаюсь. Такое впечатление, что все вокруг знают как надо стареть. Меня убивает то, как молодые женщины осуждают героинь фильма за то, что они старые. Я видела десяток издевательских мемов о героинях и кучу постов авторок эстеток лет 35-40, которые точно знают какой нужно быть в 60-70. Этот сезон Секса в большом городе гениален хотя бы тем, что тема всплыла на поверхность.


Фото: Craig Blankenhorn/HBO Max

«Сейчас мне 32 и я смотрю на них 50-летних и понимаю: я ближе к ним, чем к тем, которыми восхищалась 14 лет назад»

Юлия Полонецкая

Управляющая

«Вершы»

— Мне было 18, и я смотрела «Секс в большом городе». Мама ложилась спать, а я, сидя на кухонном столе, смотрела серию за серией, без малейшего понятия, о чем они на самом деле. Им было по 35, и мир, в котором они носили голые платья и туфли в любую погоду, казался удивительным и долгожданным, будто бы должен когда-то приключиться со мной. Я ждала этих 35-и в надежде, что буду так же исключительно выглядеть, ходить на светские тусовки, бесконечно флиртовать с мужчинами, умеющими что-то ответить и что-то сказать. Блистать свой очаровательной придурью во всей красе, публиковаться в журнале по 4$ за слово, восхищать всех одним своим существованием.

«Но все мы немножечко Миранды», сказала Лариса в последнюю встречу. И я задумалась.

Как бы не хотелось выкинуть из уравнения среду обитания, город, синдром самозванки и быт — ну вот никак. В итоге со всеми возможностями, лежащими у твоих ног, ты просто пашешь ради того, чтобы раз в жизни позволить себе лабутены и пару раз united nude на скидке. Твои подруги как будто чуть успешнее, удачливее и счастливее, чем ты. У одной роман, у другой незабываемый отпускной секс, драма или взлет карьеры. А ты любому порыву предпочитаешь рациональность. Дыхательные практики. Дыши — и не покупай, дыши — и не целуй, дыши — и не отвечай. Почему? Мужчины перестали лазать в окна к любимым женщинам еще в эпоху застоя, мы догнали их сейчас, предпочитая йогу экспериментам.

Сейчас мне 32 и я смотрю на них 50-летних. Смотрю и понимаю, я ближе к ним, чем к тем, которыми восхищалась 14 лет назад. Куда скипнулось это время? Почему мои 30 — это их 50? Не по размеру гардеробной, но по навязчивому и вездесущему душевному равновесию. Когда метаться, если не сейчас? Когда искать ответы и задавать вопросы? На что еще эта двадцатка лет, если ты уже морально там?

И вопрос, который мучает нас всех, — почему Кэрри не вызвала скорую? Столько ждать happy ever after и такой облом. Но правда в том, что даже если бы я оставила четкие инструкции (а они у меня есть) на случай собственных похорон, вряд ли ими занимался бы мужчина моей мечты. По статистике. Женщины должны быть готовы вовремя позвонить в 103. И теперь мы это точно запомним.


Фото: HBO Max

«Мне страшно, потому что эти критики рядом и однажды взглянут на меня своим современным взглядом и махнут рукой»

Лиля Хедина

Психолог

— Читая критические (а зачастую и разгромные) отзывы про новый «Секс в большом городе», я чувствую всё время чёрную дыру страха где-то под солнечным сплетением. Потому что во всех этих отзывах я вижу лейтмотивом «нельзя так стареть». Как «так» — а вот по-любому нельзя, кроме как успешной, независимой, крутой, сексуальной, раскрепощённой и умело лавирующей в современных трендах. Если ты это сделала не так — то ты жалкая.

А я уже не ориентируюсь во всяких биткоинах, кровоточу глазами от тиктока, не хочу вести инстаграм для продвижения и поддержания актуальности и внутренне ругаюсь на 25 внезапно появившихся гендеров, между которыми скоро придётся на цыпочках протискиваться, никого не задев.

Но нет, нельзя.

Нельзя играть в принцессу, как Шарлотта, которая всегда мечтала об идеальной семье с обложки журнала. Которая с восторгом подбирает фэмили лук на концерт и не готова к тому, что кто-то в семье этим недоволен. Нельзя быть эмоциональной, сентиментальной, немного истеричной. Иначе тебя обзовут карикатурной. А еще нельзя любить платья в цветочек, это, оказывается, безвкусица.

Нельзя смущаться на подкасте, когда тебя в лоб спрашивают о том, дрочишь ли ты в метро. Если ты писала колонку про секс, как Кэрри, теперь ты обязана легко, громко и вульгарно вещать на эти темы на весь мир, аки Кунилинга. Нельзя так и не определиться, хочешь ты с мужем в Хэмптонс, или на концерт к дочери подруги, тебе же 55, где твои приоритеты? Нельзя пытаться попасть в струю социальных сетей без особого понимания, нахера ты это делаешь, и чувствовать там себя немного неуместно.

Нельзя, пытаясь бережно обходиться с повесткой, неуклюже наступать на болевые точки, как Миранда. Если ты была успешным крутым адвокатом — так соответствуй. Пришла учиться защищать права представителей меньшинств — не имеешь права ничему удивляться. Что? Ты чувствуешь неловкость и пытаешься выкрутиться из нелепой ситуации? Ты снова жалкая. И на глухоту мужа раздражаться не имеешь никакого права. Иначе назовут клушей. И вообще, где ваш секс?

Ни*уя нельзя.

Вокруг миллионы осуждающих глаз, которые смерят тебя, неидеальную, надменным взглядом и скажут «ты что, 20 лет дома сидела?», и «отстала от жизни», и махнут на тебя рукой.

А ты просто женщина.

Которая хотела не так, а получилось вот так. Которая не знает, как справляться с подрастающими бунтующими детьми, не может определиться, форму доброго или злого полицейского надевать, когда твое чадо курит травку, как и ты в юности, которая чувствует себя растерянно рядом с теми, кого не понимает, и немного в шоке от всеобщей раскрепощенности. Которая просто мать, просто жена и которая слегка зае*алась жонглировать всеми ролями.

И да, иногда это выглядит, как «однажды я проснулась, а вокруг все стали другими, продвинутыми, социально ответственными, толерантными, успешными и гордыми».

И в этом я вижу ту самую настоящесть героинь.

Да, в режиссуре есть топорные ходы, но критики безжалостны в первую очередь к образам персонажей.

Поэтому мне и страшно.

Ведь эти критики где-то там, за окном и однажды взглянут на меня своим современным взглядом и махнут рукой. И надо бы сказать им «Идите на *ер!», но дыхание от страха слегка замерло.

И тянет прокричать вслед героиням «Девчонки, я с вами». Хоть они уже и не девчонки. Но таких не-девчонок очень много, и им тоже стыдно и страшно. И в 35, и 40, и в 55, и в 70. А хочется жить. И выглядеть не растерянно, а уверенно. И красиво. И современно.

Всем, кто старается, кто пытается, но дрожит внутри — моя тёплая обнимашка. Девчонки! Я с вами!

Помогите нам выполнять нашу работу — говорить правду.

Поддержите нас на Patreon

и получите крутой мерч

Обсудите этот текст на Facebook

Подпишитесь на наши Instagram и Telegram!