Несколько дней назад во Дворце искусств открылся «Осенний салон с Белгазпромбанком», который проходит каждую осень, начиная с 2015. С момента основания и до задержания этой выставкой занимался Виктор Бабарико, она продолжила существовать и после его ареста. Но в этом году работы художников и само мероприятие вызвали дискуссию и много критики в соцсетях. Рассказываем, о чем именно поспорили беларусы.

Соцсети: «Салон» стал беззубым и безинтересным

Разгромный пост на своей странице в Facebook опубликовал Александр Демидович, коммерческий директор Silver Screen, которого в мае этого года задержали, обвиняли по статье за «организацию действий, грубо нарушающих общественный порядок» и дали 2,5 году «домашней химии», после чего он вышел на свободу.

В комментариях к своему посту Александр уточнил, что он сам посетил салон, посмотрел все работы, но в отличие от прошлых лет они его не впечатлили. «Когда посещал ранее Салон в смартфоне было 20-30 фототок работ, которые потенциально рассматривал на покупку. После недавнего похода в телефоне было всего 2,5 работы которые понравились», — написал Демидович.

Большинство комментаторов под этим постом тоже заняли критическую позицию и высказали негодование (приводим тексты комментариев без указания их авторов):

«Первые две похожи на новые обои с эмоджи в айфоне, вот утром прямо видела».

«Это рвет душу».

«Считаю, что квинтэссенцией этого балагана, должна стать победа ежа и первое место от комиссии. Ну, и, безусловно, приз зрительских симпатий. Вот это и станет контекстным искусством тогда, бть».

«Похоже на выставку юных талантов в детсаду».

(фотограф): «Ну да местами курсы „живопись для домохозяек“ проскакивала!»

«У меня с советской властью чисто эстетические разногласия… ©».

«Такое ощущение, что это фото с „Млына“ — ярмарки по продаже хенд-мейда. Там как раз вот такой уровень работ, но и приходят туда менее искушенные „пользователи“ чтобы просто купить что-нибудь авторское».

(дизайнер, иллюстратор): «да пиз*ец мастацтву давно»

«А есть смысл туда ходить в нынешних условиях?»

(Оксана Зарецкая, культурный эксперт): «Те же эмоции, Саша. Детский сад».

Развернутый критический пост об осеннем салоне и о том, что с ним в этом году не так, написала и культурный эксперт Оксана Зарецкая:

Под постом Зарецкой высказались несколько комментаторов — одна поддержала позицию Оксаны, а другая поспорила.

«Очевидный, демонстративный раскол искусства и реальности. Актуальные события, вызвавшие так много отклика в чувствах и мыслях людей, отстранены ситом жесткого отбора. Оставлены художественные образы как бы „не от мира сего“. Ходишь в поисках идей на которых основано именно такое художественное восприятие. В попытках осознать действительность, которая осмысливается через вот эти образы».

«Работ хороших много, зря вы так категорично. Одна из задач искусства да, отображать реальность, но это не прессфото. Наивно было ждать на выставке работы на злобу дня в текущей нашей ситуации… Хотя была одна, прилагаю картину Полины Шибановой „Я не бачу зла. Не чую зла. I не кажу пра зло“. Изможденная и избитая фигура, которая закрывается от реальности " не вижу, не слышу, не говорю», датированная 2021 годом — я это понимаю именно как рефлексию художника на происходящие в стране события, а не про общие ценности и «мы против всего плохого за все хорошее».

Раскритиковал выставку в ответ на пост Александра Демидовича и кинообозреватель Тарас Тарналицкий:

Среди побывавших на выставку есть и те, кто хвалит ее за картины, но критикует на цензуру, которой в этом году было особенно много:

Под другими постами про салон сходившие на выставку беларусы оставляли такие свои комментарии:

«Мне все равно не понять, как можно посадить человека в тюрьму, конфисковывать его проект и продолжать его юзать, как ни в чем не бывало, с рассуждениями о „современном искусстве“. Что-то вне границ моего представления не столько даже о художнике, кураторе и т.д., сколько о морали. Общечеловеческой».

«Народ замученный — это точно, а вот работ не видно даже».

«Просмотр студенческих работ в основном. Есть хорошие студенческие работы, есть плохие».

«Светлых и добрых работ немного. В основном это мрачные, навевающие тревогу и грусть. Как будто личность расщепляется на отдельные детали».

Среди беларусов есть и те, кому нынешний салон исключительно нравится, среди них — член Союза художников и Союза дизайнеров Беларуси, художник Сергей Стельмашонок:

А также лицензиат и организатор в TEDxMinsk Инна Карней:

В соцсетях встречается много постов и от обычных посетителей выставки, которые публикуют фото и свои эмоции, не вдаваясь в подробности. В их публикациях можно, в том числе, рассмотреть работы:

Почему раньше «Осенний салон» считали крутым

Первый «Осенний салон» в 2015 году и заявлял своей целью воссоздать в Минске атмосферу легендарных парижских салонов начала ХХ века. Поэтому, кроме работ молодых беларуских художников, там выставлялись произведения реальных участников легендарных французских Осенних салонов (Льва Бакста, Марка Шагала, Хаима Сутина) из корпоративной коллекции «Белгазпромбанка».

«Осенние салоны» быстро стали одним из главных культурных (и светских) событий года. Минчане любили эти выставки-продажи за смелость, дерзость и свободомыслие, спорили о смыслах выставленного там искусства и хвастались приобретенными работами. Вот несколько фото с выставок прошлых лет:

Напомним: в июне 2020 года после обысков в «Белгазпромбанке» силовики изъяли у банка 150 картин общей стоимостью 20 миллионов долларов и арестовали Виктора Бабарико, который, будучи председателем банка, занимался «Осенним салоном». Через год картины вернули. Летом 2021 года Виктор Бабарико был приговорен к 14 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. При этом «Осенний салон» работал без перерыва и открывался даже в 2020-м году, не вызвав такого количества критики, как сейчас.

Помогите нам выполнять нашу работу — говорить правду. Поддержите нас на Patreon

и получите крутой мерч

Обсудите этот текст на Facebook

Подпишитесь на наши Instagram и Telegram!

Обложка: @_yuliana_maximova