Следующая неделя — последняя в этом сезоне и насыщенная хитами. The Village попросил актеров Belarus Free Theatre прокомментировать каждую постановку.

«Счастливого Рождества, мисс Мидоуc…»

10 июля, понедельник

Начало в 20:00

Марина Юревич

Премьера «Счастливого Рождества, мисс Мидоус» была показана в Дартингтоне, Британия. У нас была месячная резиденция, во время которой мы и создали этот спектакль. Тема провокационная, и публика не знала, как реагировать. И вот на первом показе во время сцены о перемене пола из зала демонстративно вышли два человека. Спектакль, кстати, получился хорошим, поездил по фестивалям, но оказалось, что эти двое — директор резиденции и его жена. Так сказать, не сошлись характерами. Это была наша последняя поездка в Дартингтон…


Юля Шевчук

В одной из сцен используется мой планшет с фотографиями мужских половых органов. Чтобы выбрать нужные пять вариантов, пришлось перелопатить очень много сайтов и зарегиться в большом количестве тайных сообществ. Короче, не так легко найти нужный вариант, чтобы ОН был не совсем вялый и в то же время не самый пошлый. И вот на утверждение режиссеру у меня скопилось под сотню разных вариантов. Однажды после спектакля я поехала встречаться с друзьями. Захожу в бар, друзей еще не было, я достаю планшет, нажимаю на «разблокировать» и все за барной стойкой видят огромный мужской половой орган. Я превратилась в рака, но не стала оправдываться, хотя очень хотелось.


Яна Русакевич

В сцене, где я читаю текст Овидия, вазон с водой стоит на пюпитре. На одном из спектаклей (уже во время чтения текста) я вижу, как пюпитр медленно наклоняется. Я понимаю: еще секунда — и вазон с пятью литрами воды грохнется! Моментально надо соображать, что делать, но остановиться не могу. И, продолжая читать, я подхватываю вазон и ставлю его перед пюпитром на пол. Адреналин в крови в тот момент просто зашкаливал!

«Зона молчания»

11 июля, вторник

Начало в 19:00

Паша Городницкий

Собирая материал для второй части триптиха «Зона молчания» под названием «Другие» (про городских фриков и людей вне системы), разговаривал с геем-афроамериканцем Маратом у него дома на окраине Минска, и в этот момент в дверь стали ломиться уголовники, которые к нему захаживали поесть. Было реально страшно, когда они стали ломать дверь. Думал, вот тут меня и порешат братки. В итоге этот момент попал в спектакль. И история Марата — тоже.

Со вторым персонажем «Других» — танцором-водоносном Гришей — была назначена съемка на 11 утра; в назначенное время он не появился, через час — тоже. Мы спросили у цветочниц, где Гриша. И получили ответ: «А Гриша Путина встречает». Вот так Путин сорвал нам съемочный день, потому что был Гриша только к вечеру и, естественно, по-праздничному пьян!


Марина Юревич

Трилогия «Зона молчания» — мой самый любимый спектакль, с которым связано очень много историй. Мировая премьера 3-й части проходила в городе Солоники, Греция, где мы участвовали в очень важном фестивале. Нам удалось посмотреть несколько спектаклей, и все они были задуманы и исполнены на высочайшем техническом уровне: микрокамеры ездили по сцене и снимали онлайн, картинка выводилась прямо на сцену, тем самым создавая живые декорации. Короче, у меня аж челюсть отвисла от того, насколько далеко зашел прогресс. И после этого чуда техники мы показали свой спектакль, где в проекторе не работала шторка, которая создает полное затемнение, поэтому в первом ряду по центру сидела наша помреж с картонной крышкой из-под обуви, примотанной скотчем к швабре, и закрывала этой конструкцией свет в нужные моменты; и еще единственный кабель, соединяющий радио с колонкой, отошел, и в зале на 500 мест ничего не было слышно, поэтому Денис за кулисой играл «Ах, какая женщина!» на баяне, а я подпевала. На этом фестивале мы взяли премию «Европа — театру» — главный театральный приз!


Сергей Кваченок

На одном из крайних спектаклей «Зона молчания» я забыл стиральную доску, на которой нужно играть ложкой. Когда потянулся на спектакле за ложкой, понял, что забыл доску… пришлось импровизировать, щелкая пальцами и пританцовывая с еще большим задором, чем обычно. Зрители вроде ничего не заметили, но ребята за кулисами покатились со смеху. Забытый либо лишний реквизит — это отдельная тема, например, неожиданно выловленная лопатка для блинов из тазика с черной краской во время спектакля «Минск-2011» .


Маша Бяльковіч

Калі я толькі пачала працаваць памрэжысёрам, я не адразу западозрыла неладнае. Так, часам мог перагарэць ліхтар. Так, часам завісала праграма. Так, часам ламаўся праектар. Так, часам магло нешта здарыцца з рэквізітам.

Самыя жудасныя 30 хвілін майго жыцця: я вяла спектакль «Зона маўчання»: 3 часткі, раздзеленыя паміж сабой антрактамі, падчас якіх правяраецца ўсё тэхнічнае абсталяванне для наступнай дзеі. Перад пачаткам 3-й часткі «Лічбы», дзе ўся інфармацыя ідзе субтытрамі, я, як і пакаленні да мяне, праверыла спачатку гук у радыё, пасля, як і пакаленні да мяне, праверыла праектар. Рассаджваемся пасля антракта, пачынаецца дзея, усім радасна і смешна, я націскаю на клавішу, каб запусціць першы цітр, — і яго няма. Цітр у 3-й частцы «Лічбы», дзе ўся інфармацыя ідзе субтытрамі. То бок, ён ёсць, але толькі яго ніжняя частка. Я кінулася апускаць рукамі праектар, я правярнула ў галаве ўсе магчымыя варыянты вырашэння праблемы, але ўсё, што мне заставалася, — гэта працягваць гартаць цітры мокрым ад халоднага поту пальцам. Ці варта казаць, што гэта быў першы спектакль, які я вяла цалкам самастойна? Ці варта казаць, што гэта быў Дзень тэатра (27 сакавіка)? Ці варта казаць, што «Зона маўчання» — мой любімы спектакль Свабоднага тэатра? А віна ляжыць на адной выпадкова націснутай (як — таямніца) кнопцы на праектары, пра існаванне якой ніхто з нас да тых часоў не ведаў.

Так я вырашыла, што на мне тэхнічная порча. Апагеем усяго былі ўжо некалькі запар спектакляў «Дэжэўю», на якіх так ці інакш нешта не спрацоўвала. І вось калі я чарговы раз плакала з-за таго, што ў лампе адыйшоў электрычны кантакт, да мяне падыйшла Света Сугака і закрычала, што тэхнічнай порчы на мне няма!

Гэта быў апошні раз, калі я плакала з-за электрычнасці. І вось так мы высветлілі, што Света здымае тэхнічныя порчы.

А ў «Дэжэўю» мой улюбёны момант быў, калі адная з глядачак падчас сцэны гвалту падказала Яне, як адбіцца ад Пашы, гучна выкрыкнуўшы: «ЧАЙНИКОМ!»

«Родные и близкие»

12 июля, среда

Начало в 20:00

Марина Юревич

Во время создания спектакля «Родные и близкие» мы делали много этюдов-заявок. Кстати, это первый спектакль, который мы сделали по Skype (режиссер смотрел на нас через экран ноутбука). И была одна заявка, которую мы сделали с такой любовью... Мы создали маленький мир с маленькими окошками, маленьким стульчиком, маленькой комнаткой, в которой происходила маленькая трагедия маленького человека. Показывали все это очень трепетно, носили компьютер с режиссером, подсвечивали все эти маленькие детали фонариком. А после просмотра режиссер сказал: «Я ничего не увидел, давайте следующий этюд...» Вот так Skype убил искусство.


Яна Русакевич

В одной из сцен Марина с Кириллом скручивают ткань в виде свертка с младенцем, и Марина баюкает его на руках. Когда она идет на свою следующую сцену, то передает мне этот сверток. Каждый раз я тихо спрашиваю имя младенца, и имена всегда разные. (Улыбается.) В общем, перебаюкала я много младенцев, целую ясельную группу, думаю. (Улыбается.)

«Дежевью»

13 июля, четверг

Начало в 20:00

Юля Шевчук

Как-то так вышло, что в самый холодный день зимы мы снимали монолог главной героини о том, что она летняя и любит лето. Яне пришлось ходить в платье и валяться в снегу. Правда, и снег был твердым. Разбивали его лопатой, помню. Задубели страшно.


Яна Русакевич

Есть такая сцена, где я кусаю целый помидор и читаю стих. Но есть у меня такая фобия: не могу я в жизни укусить именно помидор (любые другие фрукты и овощи могу, но вот именно помидор — не могу). Маша всегда мне его немного надрезает. А в один из показов закрутились мы и совсем забыли это сделать. И вот подходит эта сцена, я беру помидор и понимаю, что он целый. Секунда смерти со мной случилась в тот момент, но спектакль должен продолжаться, и, переборов свой страх, я надкусила этот злосчастный помидор!

«Оникс»

14 июля, пятница

Начало в 20:30

Даша Андреянова

Идет «Оникс», мы проходим первые две сцены, из которых выходит, что Слава забивает с пацанами стрелку на стадионе возле школы. Третья сцена начинается с моих слов, но я успеваю сказать только одну фразу, и тут открывается шторка, появляется мужчина, сзади на поводке у него овчарка. Зрители ждут продолжения— вроде как у нас стрелка, но мы-то понимаем, что не с этим мужиком. Мужчина обращается к зрителям с просьбой отогнать форд такой-то от ворот дома. В зале тишина, вот это интерактив, вот это общение со зрителем! Юля повторяет просьбу и зритель, которому, очевидно, принадлежит машина, идет ее отгонять. Я сажусь на пол, мы ждем, я расстроена, все, спектакль испорчен, нету волшебства. Мужчина с собакой уходит, зритель возвращается. Начинаем сцену заново. С этих пор в афише мы указываем просьбу соседей не ставить машины у ворот.


Аляксей Сапрыкін

У жыцьці я размаўляю па-беларуску, а спэктакаль «Оникс» мы граем па-расейску. І вось падчас другога яго паказу ў мяне «выляцеў тэкст». Замест свайго я пачаў гаварыць тэкст іншага актора. Ясна, што адразу ж пачаў узгадваць свае словы, але замест словаў на рускай мове ў мяне несьвядома пачалі вырывацца словы па-беларуску. (Смеется.) Тут мяне ахапіла другая хваля панікі, але атрымалася ўзгадаць уласны тэкст і выруліць з сытуацыі.

«Быў у пана верабейка гаварушчы…»

15 июля, суббота

Начало в 19.00

Стася Шаблинская

«Верабейка…». Самое интересное в этом спектакле — зритель, особенно тот, который хорошо тебя знает. Вот мой папа после «просмотра праздника» сказал, что так и не понял, играли ли мы спектакль или просто уже крышей поехали немножко. Заставили не на шутку переживать человека.


Паша Городницкий

На спектакле «Верабейка…» зритель, сидящий рядом со мной, вполголоса спрашивал у меня, когда же спектакль начнется, я отшучивался, что, мол, какой спектакль, у нас застолье. Потом он притих и через полчаса выдал: «Елки-палки, гениально. Он же уже идет».


Сергей Кваченок

Моя коронная фишка в театре — это фингалы, полученные во время спектаклей. Практически в каждом я получал в глаз: так, за несколько дней до поездки на резиденцию «Счастливого Рождества, мисс Мидоус…» мне дали в глаз в «Родных и близких», причем дали крепко, и всю резиденцию я провел с кровавым подтеком в глазу. Только «Верабейка…» пока радует и «Минск-2011, но в последнем во время первых репетиций мне разбили нос.


Аляксей Сапрыкін

«Верабейка…». Звычайна мы з Сяргеем Квачонкам ідзем сустракаць нашых гледачоў на «Азарэнне» перад спэктаклем, «Быў у пана верабейка гаварушчы...». Але ідзем сустракаць ужо ў вобразах нашых пэрсанажаў — Яна і Яўгена. І вось падчас адной такой сустрэчы здарыўся такі выпадак. Калі Сяргей (Яўген) сышоў з часткай гледачоў, я застаўся чакаць на некалькі чалавек, якія трошкі спазняліся. І тут я бачу, што каля крамы спыняецца машына, і адтуль выходзяць мае знаёмыя і падыходзяць да мяне. Мой сябра пачынае распытваць мяне, як справы і інш. А я краем вока бачу, як падыходзяць гледачы. Трэба было хутка скончыць размову з сябрам, каб не ўзьнікла непаразуменняў, і пайсьці з гледачамі на спэктакаль. Так і атрымалася.


Маша Бяльковіч

Калі размаўляеш па-беларуску, усе лічаць, што ты ваяўнічы агент апазіцыі (у самым распаўсюджаным выпадку — амерыканскі). Не, цяпер ужо ўсё не так, але яшчэ год пяць таму, пачуўшы мову, пра апазіцыю пыталіся першай справай. Вядома, карані гэтага ў тым ліку ў тым, як прадстаўляецца ў нашых мясцінах гісторыя нацыянальнага руху ў Беларусі 30–50х гг.: усе яны былі здраднікі і замежныя агенты (у самым распаўсюджаным выпадку — фашысты). І таму я нават не паспела заўважыць, як пачала выпісваць персанажа Надзеі Раманьчык у сцэнары «Быў у пана верабейка гаварушчы...» пад сябе: не хопіць пальцаў усіх акцёраў і ўсіх 22 гледачоў спектакля, каб палічыць, колькі разоў мяне называлі здрадніцай-настаўніцай у бытавым жыцці. І таму няма нічога дзіўнага ў тым, што Надзея сталася галоўным аб'ектам цкавання ўсея спектаклі (і віной таму не толькі і не столькі яе характар, колькі характары ўсіх астатніх). Пагэтаму заўсёды цікава, калі да наездаў далучаюцца гледачы: пачынаеш расказваць, як ела торт «Захер» у Вене (а не пісала дасье на салдат Чырвонай Арміі, як ты — вось ты вось! — думаеш), ці ўпэўнена кажаш Berlin ist die Hauptstadt von Deutschland на раптоўную просьбу сказаць што-небудзь па-нямецку (адзіная фраза, якую я ведаю). А яшчэ кожны раз падчас спектакля ўва мне памірае феміністка. Але гэта ўжо зусім іншая гісторыя.

«Дом № 5»

Премьера спектакля театральной студии Fortinbras + общественная дискуссия на тему «Инвалидность в Беларуси. Между жертвой и героем»

16 июля, воскресенье

начало в 20:00

Короткий свод правил посещения Белорусского свободного театра:

Записаться на спектакль можно по телефону +375 44 468 12 12 с 12:00 до 19:00.

Если у вас изменились планы, очень желательно предупредить об этом.

Приходить следует вовремя. Если вы опоздаете, театр не может гарантировать вам попадание на спектакль, даже если вы в списке.

Важно! Если вы добираетесь на машине, ее стоит припарковать возле магазина неподалеку или на соседней улице.

Фотографии: Белорусский свободный театр, обложка — Алексей Литвинко