Прежде чем арт-студия «Зробім» переехала в свой нынешний офис на улице Мележа, 5/2, ей довелось сменить три: от комнаты с продуваемыми окнами до помещения в мебельном салоне родом из 90-х. The Village Беларусь пришел в гости к одной из самых перспективных архитектурных компаний Беларуси и попросил ее соучредителя и арт-директора Андрея Маковского aka Андрусь Bezdar рассказать о том, зачем в офисе представлены все виды отделочных материалов и как убранство санузла влияет на успех бизнеса.

Текст:

Тамара Колос

Фотографии:

Александр Обухович

Расположение и устройство

Чтобы попасть в офис ZROBYM architects, нужно приехать к зданию по адресу улица Мележа, 5/2, обойти его со стороны улицы Восточной и найти черные стеклянные раздвижные двери с надписью Fusion House. На самом деле, интерьерный салон с этим названием больше не является соседом «Зробім» — с недавних пор Fusion House переехал в ТЦ «Метрополь», а его место занял тренажерный зал. Однако архитектурная студия не прекращает сотрудничество с салоном. В новом помещении на Немиге уже открыт мебельный магазин

ZROBYM architects

Архитектурная студия

КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ: от 18 до 25 человек

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 2011 год

ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЯ: 120 кв. м

BY furniture, который является одним из направлений ZROBYM architects. Так что если кому-либо будет неудобно добираться до Мележа, можно назначить встречу в центре города.

— Я знаю, что этот офис сложно найти, — признается Андрусь Bezdar. — Но я уже спроектировал лайтбокс метр на два, который мы поставим у дороги, и еще один со стороны центрального входа в здание, чтобы люди видели, куда идти.

На вопрос о том, почему именно это помещение, он отвечает просто: «Потому что оно лучшее из всех, что были у нас до этого». Дело в том, что свой путь студия начала шесть лет назад в здании треста «Белпромналадка». Андрей Маковский и его напарник, ныне соучредитель и ведущий архитектор студии Алексей Кораблев, арендовали там комнату площадью 20 м кв., чтобы совмещать работу и учебу — от студии до БНТУ было пять минут ходьбы. На этом все преимущества заканчивались. Там были, как говорит Андрей, обои в цветочек, скрипучий паркет «елочкой»; окна, через которые зимой сквозило, ужасный заводской санузел, отсутствие вентиляции и электричество, которое периодически пропадало. А мебель ребята практически бесплатно взяли у университета, который все равно хотел ее выбросить. Замученные окружающим безобразием, однажды парни выкрасили паркет черной краской, а стены заклеили журнальными страницами, но это мало что улучшило.

Несмотря на «веселенькие» обои и скрипящий пол, молодая студия постепенно начала развиваться и приобретать клиентов. Спустя время в комнатке работали уже 6-8 человек. Однако из-за низкой квалификации сотрудников в один момент у студии возникли проблемы: на нее подали в суд, денег не хватало даже на зарплаты работникам, и, в конце концов, Андрей и Алексей решили всех уволить и начать с нуля.

Следующим этапом стало помещение в приличном офисе в семь квадратных метров. После «Белпромналадки» все казалось прекрасным: стеклянная дверь вместо оббитой дерматином, работающая механическая вентиляция и плотно закрывающиеся окна.

— Эту комнату мы арендовали у строительной компании, — вспоминает Андрей. — Нам еще удалось «подселить» к себе двух человек, мужчину и женщину, и брать с них плату за аренду. Причем женщина была кем-то вроде телефонного оператора в интернет-магазине детских товаров и все время говорила по телефону. На тех семи метрах помещались мы вчетвером, книжный стеллаж, сейф, а еще приходили клиенты и подсаживались к икеевскому столу. И вот в таких условиях нам даже заказывали интерьеры! На самом деле удавалось неплохо. Многие интерьеры, что мы тогда сделали, вышли вполне даже ничего, мы сейчас их фотографируем и выкладываем на сайт.

Третий офис разместился уже в салоне итальянской мебели на Веры Хоружей. В 90-е это был известный среди минчан магазин, но сейчас он пришел в упадок и был вынужден пускать арендаторов. Но так как молодая студия не могла платить 1000 долларов за 50 квадратных метров, то уже «Зробім», в свою очередь, стала сдавать свое помещение в аренду.

— Мы расставили столы, написали большими буквами ZROBYM architects, и нас вместе с нашими арендаторами оказалось шесть человек на 50 квадратах. Это был такой open-space, притом что мы постарались избавиться от хранившейся там мебели, таких цветастых стеганых диванов сомнительного вида, — смеется Андрей.

Нынешний офис на Мележа стал четвертым. «Зробім» приобрели его два года назад, когда уже стали достаточно известной компанией. Тогда штат состоял из четырех человек, которые переехали на 120 квадратных метров (не считая входной зоны). Теперь в студии работают, собственно, сам Андрей и Алексей, 13 архитекторов и дизайнеров, конструктор, проект-менеджер, офис-менеджер, бухгалтер, а также стажеры. В отдельном помещении, называемом коворкингом, трудятся человек шесть арендаторов.

Интерьер

Когда арт-студия только въехала в офис, здесь не было ничего. Только пол, потолок, стены и стеклянные перегородки. Но это даже было на руку. Ведь интерьер должен был выполнять вполне конкретную задачу: показывать клиентам максимальное разнообразие материалов.

— Мы все делали поэтапно, поскольку у нас не было бюджета сразу сделать весь офис. Помещение стоило 116 тысяч, а в сам офис вложено более 25 тысяч долларов (не считая техники) — только два больших стола для архитекторов обошлись в 5 тысяч, — поясняет Андрей. — Здесь представлены различные материалы. Есть медь, декоративный «ржавый» металл, камень, стена из деревянных реек, отделочный бетон (стена из декоративных панелей, кашпо в холле), вертикальное озеленение, акустические панели, мох на стене и потолке, правда, уже немного пожелтевший и осыпавшийся. Нам надо было продемонстрировать клиентам определенные решения. Потому что когда мы предлагаем, допустим, задекорировать стену деревянными рейками, а клиент отказывается, потому что «это как в бане», мы можем показать, что сделано у нас. Также есть то, что мы называем антикризисным экодизайном — светильник из картонных трубок. С ними, кстати, произошла интересная история. Мы думали все сделать за копейки, но нам не удалось найти трубки в таком количестве бесплатно, пришлось заказывать, что обошлось недешево. А когда их привезли, оказалось, что трубки полосатые, и наши строители каждую обклеивали крафт-бумагой. И по факту эта штука обошлась в цену хорошего итальянского светильника.

Офис условно разделен на четыре основные зоны. Вначале гости попадают в так называемую зону приветствия, используемую в качестве быстрой переговорки. Здесь рецепция, два кресла TUBE ARMCHAIR, журнальный столик и длинная полка, на которой стоят парочка наград и макеты домов.

— Мы не храним награды в офисе, если кто-либо из архитекторов получает статуэтку, то относит ее домой и ставит на полку. Здесь, наверное, остались две мои, которые я не забрал, — говорит Андрей. — Что касается макетов, то у нас в штате есть макетчик. Дело в том, что когда клиент держит в руках макет своего дома, это совсем другое впечатление, чем если бы он получил визуализацию на e-mail. И потом, это такая хорошая традиция — ведь когда не было хорошего 3D, люди делали макеты, и это был единственный способ показать дом в объеме. Те, что стоят здесь, мы пока не успели отдать клиентам.

За стеной с вертикальным озеленением прячется гардероб и мини-кухня: зона с холодильником, кофемашиной, микроволновкой. При желании можно разогреть обед и съесть его за длинной стойкой, украшенной глиняным горшком с пшеничными колосьями.

— Пшеничные колосья стоят у нас в офисе и в салоне тоже, — поясняет арт-директор. — Я вообще люблю беларускую стилистику. Мы ищем определенные отправные точки: что можно использовать из национального в интерьере, чтобы это смотрелось хорошо? И выходит, что это керамика, дерево, определенная цветовая гамма и декор, как вот эти пшеничные колосья. Например, у меня на рабочем столе стоят глиняные горшки и соломенный конь в традиционном стиле, а на подоконнике — горшки с рябиной.

За стеклянной перегородкой находится помещение, где трудятся архитекторы, совместный кабинет Андрея и Алексея, переговорная комната с телевизором и уже упомянутый коворкинг. Вся мебель в офисе собственного производства, бренд BY furniture. Здесь стоят кресла POLYGONAL CHAIR 1, столы PLYWOOD TABLE, стеллаж BOOKCASE, который сделан в виде штрих-кода, где зашифровано слово «Зробім».

— Я немного увлекаюсь Востоком, у нас даже есть модели, напоминающие оригами, те же ORIGAMI TABLE и ORIGAMI CHAIR, — признается Андрей. — Также мы очень любим бетон, у нас на стене бетонные панели, бетонное кашпо от наших знакомых из BetON, а у ребят на столах стоят бетонные визитницы. Еще любим дерево, живые растения, такое соединение — эко-дизайн, а он вообще характерен для Беларуси. У нас в стране много природы. Это хорошая особенность, мы должны думать, что Беларусь — не та страна, где есть колхозы, а та, где есть природа. И эту природу можно передавать в интерьерах, используя такие материалы, как дерево, бетон (это тоже натуральный материал), камень, керамика, озеленение, национальный декор. И если завернуть это все в оболочку функциональности, лаконичности и даже минимализма - получим беларускую стилистику. Это такая витающая в воздухе концепция, и мы пытаемся ее реализовать.

В разных точках офиса лежат полигональные маски животных, характерных для Беларуси: зубра, волка и медведя. Оказалось, что это не украшение интерьера: они остались с показа бренда одежды UNDASTAND PRODUCT (создатели Андрусь Bezdar и Влад Громоградский).

— У нас нет спальных кабин, как в офисах айтишников, хотя я бы сделал. Но не хватает квадратных метров. Мы достаточно быстро растем: вначале для нас четверых 120 квадратов было реально много, а сейчас места не хватает критически. Возможно, в будущем мы будем расширяться и часть людей разместим на Немиге, особенно «мебельное направление», — рассказывает Андрей.

Если работники захотят отдохнуть, то могут поваляться на диване в переговорке или поиграть в настольный футбол в холле. Также ранее на крыльце стояла лавочка на солнечной батарее, где можно зарядить мобильный телефон, но вот уж полгода как она «прописалась» на Зыбицкой и, судя по всему, не собирается возвращаться домой.

Отдельная история связана с санузлом. Долго время там все оставалось таким же, каким досталось компании: бежевая плитка и самая обычная сантехника. Но потом один из клиентов отказался заказывать у «Зробім» интерьер только из-за того, что у архитектурной студии «не очень хороший санузел». Андрей узнал истинную причину из разговора с другими архитекторами, и его профессиональная гордость была задета. Теперь санузел «Зробім» оформлен в черных тонах, что подчеркивает картина с надписью BLK. А изюминкой стала раковина из цельного камня на медной столешнице.

— Такой офис помогает отсеивать людей, чьи взгляды на интерьер не совпадают с нашими. Например, те, кому нравится шик 90-х, не приходят к нам, отпадают еще на моменте захода на сайт, так как понимают, что мы не те архитекторы, которые им нужны. К нам приходят в основном люди, которые согласны с нами и с такой стилистикой, — подытоживает Андрей.