Не сбиться бы со счета, но это уже пятый офис, в который переехало архитектурное бюро Zrobym Architects. Мы писали о предыдущем, и вот спустя два года ребята зовут нас в гости, чтобы похвастаться новой студией в Троицком предместье.

Текст: Александр Лычавко

Фотографии:  Сергей Пиллипович

Человек выдавал чужое помещение за свою собственность и просил втридорога

— У нас есть офис на Мележа, он в нашей собственности, и мы не хотели с него съезжать. Он нам нравится, но так вышло, что мы из него выросли (там 120 квадратных метров), и стали искать помещение раза в два больше. Ездили по всяким офисным центрам типа Riviera Plaza, Royal Plaza и так далее — но все эти центры нам показались какими-то безликими.

ZROBYM architects

Архитектурная студия

КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ: 30 человек

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 2011 год

ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЯ: 250 кв. м

Подвернулся один вариант: знакомый решил показать помещение, которое он выдавал за свое. Говорил, что есть такое в Троицком предместье — верхний этаж маленького здания — принадлежит ему, и он готов его сдать в аренду. Выглядело это все сомнительно, мы нашли реального собственника — им оказалась «Минская спадчина», а стоит помещение в несколько раз дешевле, чем нам предлагал тот человек. Мы взяли его в аренду, а свой офис на Мележа стали сдавать.

Тут в девяностые годы был какой-то банк, и долгое время помещение просто пустовало. Судя по материалам, ремонт тут делали еще тогда, когда гипсокартон не придумали (смеется). А никто не заселялся, потому что помещение требовало больших вложений. Мы на эти вложения согласились — с учетом низкой арендной ставки, которую нам предложила «Минская спадчина». Но за эту ставку с нас потребовали сделать ремонт. В ремонт мы вложили 60 тысяч долларов.

Когда рушили стены, все здание дрожало

Чтобы не платить зря аренду, мы запланировали сделать весь ремонт за два месяца. И, в принципе, в эти два месяца мы уложились. У нас на канале есть видеоблог, где мы показали стадии ремонта. Над проектом работали, по большей части, вдвоем: я и Алексей Кораблев, но обсуждали вместе со всей командой. В программе для моделирования SketchUp нарисовали модельку офиса и дальше просто пустились в реализацию. У нас не было каких-то чертежей: мы просто на стенах рисовали строителям, куда разводить розетки и так далее.

Эти сроки повлияли на многие дизайн-решения. Например, стены — старые, мы их не выравнивали, а просто покрасили. Под потолком сохранился старый советский карниз. Нам показалось это интересным: дыры, неровности, шероховатости, — все это показывает историю здания. А новые перегородки, гипсокартонные, — они уже ровненькие.

Помещение было поделено на комнаты стенами, а часть стен были армированы — видимо, тогда, в девяностых, тут хранили деньги под семью замками. Когда мы отбойниками эти стены рушили, все здание дрожало, у людей внизу падали картины со стен. Но эти наши стены не были несущими: просто армированные перегородки.

Полы были как в метро: чистый гранит, но где-то запачканные клеем, еще чем-то. Часть полов керамогранитная, часть пола была деревянная на лагах, часть — вообще какой-то дикий линолеум по ДСП. Полный трэш был в этом плане. Мы пытались сохранить гранитную часть, но не удалось. В итоге просто залили общий пол, разводили под ним электрику. Не было нормальных коммуникаций: только холодная вода и электричество. Но пришлось провести из щитка свое электричество, потому что напряжение было слабым.

Переехали мы в конце июля 2018–го. Сначала всю мебель сложили в гараже, а через неделю, когда залили полы, мы все за день смонтировали. Поначалу, правда, не все еще было готово: например, дверей в туалет на тот момент не было, не было стеклянных перегородок в переговорке, не до конца была готова кухня. В процессе все это доделывали, за полтора месяца после переезда все привели в порядок. Такого, чтобы что-то сделали, а потом переделывали, потому что не получилось, — не было. Все же у нас есть опыт в проектировании, мы понимаем, что и как должно быть, поэтому все стараемся сразу делать правильно.

С мебелью все просто: у нас собственный бренд мебели BY Furniture, разработаны серийные столы, — мы их взяли. Собственно, вся мебель спроектирована и сделана нами самостоятельно. И всю мебель, за исключением двух столов из старого офиса, заказали новую. Покупных вещей из каталогов нет: все отрисовано и сделано индивидуально.

Светло, но холодно

Нам казалось, что архитектурная студия должна быть светлой, потому что в старом офисе было темновато: там антрацитовый керамогранит на стенах, много зелени, небольшие окна. А тут и расположение помогает: окна выходят на запад и на восток. Солнце попадает с утра и на закате, получается приятное освещение. Напрямую солнце весь день в монитор не палит. Это один из важных критериев, по которым мы искали помещение, потому что целиком стеклянные бизнес-центры могут быть проблемой для архитектурной студии.

Общая площадь помещения 250 квадратных метров. Помимо опенспейса, тут просторная кухня, две переговорки, два санузла, гардероб, кладовка. У нас тут шесть рабочих столов и ресепшен — всего сидят и работают 39–40 человек, но иногда больше. Людей работает много, но рассадка получилась правильной, они все компактно разместились. В основной массе помещение сделали белым, а некоторые зоны выделили цветными акцентами. Кухонная часть синего цвета, переговорки обе черные, зона встречи красного цвета, санузлы розовые. Получается, что все цветные акценты обозначают функциональные зоны.

Есть реальный минус. Здание историческое, окна тут деревянные, — и из них изрядно сквозит. Это проблема, которую пока не удавалось побороть. Заменить на стеклопакеты нельзя из-за того, что здание представляет историко-архитектурную ценность, реставрировать — супер-дорого, дороже, чем новые стеклопакеты поставить. Да и замену сложно себе представить зимой или даже в теперешнюю осеннюю погоду. Это не на один день работы, и такое число людей просто нельзя отправить работать домой. Так что просто на зиму заклеивали окна, еще прочистили систему отопления, чтобы лучше работала. Радиаторы тут стоят советские, перестроечные, и нам посоветовали сделать экраны из фанеры, чтобы они отражали тепло в помещение.

Летом, напротив, тут не жарко. Здание кирпичное, нагревается слабо, остывает легко, да и окна на юг не выходят. У нас третий этаж, над нами чердак, так что летом здание хорошо держит прохладу.

С гостевыми парковками все хорошо. Мы их оплачиваем, и тут, в Троицком, всегда есть место: тут мало кто снимает офисы, и поэтому много свободных мест. Клиент говорит: я в архитектурную студию Zrobym, — его пропускают, он в Троицком предместье аккуратно паркуется под шлагбаумом и проходит к нам в офис через главный вход. У нас два входа: один для клиентов — он с улицы Богдановича, а для сотрудников — со двора. Мы занимаем весь этаж, не промахнешься.

Были вопросы с наружной рекламой. Мы долго воевали, нам не давали согласований. Вывески тут можно делать винтажными, коваными — но сложно себе представить, что у нас будет реклама из ковки. В итоге мы как-то победили эту вещь и согласовали несколько лайтбоксов. Не все, что мы хотели, нам разрешили. У нас была идея сделать на парковке стеклянный щит на кронштейнах ржавого металла, чтобы это стекло растворялось в пространстве, — но этого нам не позволили.


Обсудите этот текст на Facebook