Гiд The VillageЧью одежду носят беларуские дизайнеры
И как относятся к плагиату
Вчера стартовала Неделя моды, которая призвана одеть нас в беларускае. The Village Беларусь встретился с пятью модными дизайнерами одежды, и узнал, есть ли в их гардеробе место для других брендов или в нем только свое, родное.
Текст
Артем Кост
Вероника Хорошун
дизайнер бренда Dofamine Studio
Помню свою первую сшитую вещь, это было абсолютно чудовищное творение — черный бюстгальтер, украшенный цепочкой из строительного магазина и лентами шифона. Тогда я думала, что мода — это пространные и неносибельные вещи.
Мой внешний вид очень зависит от настроения, погоды и того, куда я иду. Предпочитаю выглядеть стильно, но обязательно комфортно себя чувствовать. Платья и пальто я ношу только своего дизайна, на мой взгляд, они неплохо получаются. В магазинах покупаю то, что пока сама не изготавливаю: джинсы и трикотаж, вязаные изделия. Любимые — Urban Outfitters и COS. Каждый раз за границей жалуюсь, что их нет в Минске, поэтому приходится в путешествиях тратить время на шопинг. В Беларуси покупаю вещи очень редко, у меня просто нет времени ходить по магазинам.
Люблю дарить своим друзьям и близким одежду собственного производства, особенно когда она им нравится и есть повод.
Смотреть, что делают другие дизайнеры, нужно, на мой взгляд, хотя бы просто для того, чтобы не изобретать велосипед. И если копировать кого-то, то осознанно. Лично меня очень вдохновляет своим примером Dries Van Noten.
Честно говоря, никогда не задавалась целью сшить что-либо из беларуских тканей, так как уже давно подсела на материалы итальянского и французского производства. Все-таки в этих странах многовековая история развития модной индустрии и текстильной промышленности.
В Беларуси выпускать коллекции очень непросто: сказывается сильный дефицит материалов и сложности в логистике, регулярных поставках.
Анна Забелина
дизайнер бренда ZABELINA
С детства я шаг за шагом воплощала свою мечту создавать одежду, которая будет приковывать к себе внимание. Сейчас фантазийный и ироничный стиль ZABELINA узнается с первого взгляда: мотивы с изображением комнаты стали визитной карточкой марки, а пальто с табуретом — бестселлером. Наши вещи можно встретить на улицах Москвы, Нью-Йорка и Лондона: мы создаем одежду мирового уровня и не стесняемся заявлять об этом. Посмотреть и заказать, что мы делаем, можно на нашем сайте или в магазине SPOT2.55.
Не могу вспомнить свою первую вещь, но помню, что хотела сшить себе буквально все. Это были и блузки в школу, и брюки, чтобы не такие, как у всех, и даже тренчкот был в этом списке.
В моем гардеробе меньше всего базовой одежды. Все вещи в нем из максимально натуральных материалов. Очень много джинсовых брюк, юбок и платьев, много свитеров и пальто. Обязательно в гардеробе есть вещи, сделанные мной самой: знаковое пальто с табуретом сзади, свитер с бомбошками и юбка со стульчиками. Аксессуары самые любимые — это сумки Лили Шутовой. Также есть летний плащ TARAKANOVA и много винтажных нарядов от My Muse Vintage.
Так как я абсолютно не шопоголик, покупаю себе одежду достаточно редко и чаще всего только по необходимости. Исключение составляют вещи, в которые влюбляешься с первого раза и сразу покупаешь.
В масс-маркет хожу, только если конкретно знаю, что мне что-то нужно. А вот к секонд-хендам у меня любовь, но только к винтажным! Тут далеко и ходить не надо — девочки из My Muse сами привозят красоту из разных модных столиц, все лето я проходила в их платьях.
Раньше я часто дарила одежду своим близким. Мои вещи стали настолько желанным подарком, что теперь дарю их только на дни рождения.
Я считаю, что дизайнерам просто необходимо смотреть, что делают другие дизайнеры. Хотя бы для общего развития. Таким образом оттачиваются предпочтения и осведомленность в рамках мировых тенденций и стиля.
В Беларуси есть много преимуществ, и с беларускими тканями работать, конечно, можно. Это отлично получается у Людмилы Таракановой — люблю ее изделия изо льна, они выглядят очень качественно и стильно.
Однако я использую исключительно итальянские ткани. Например, для пальто нужен только самый качественный кашемир. Подбираю варианты по мягкости, выделке, цвету. Недавней моей находкой стала пальтовая ткань, сочетающая кашемир и шелк — она выглядит превосходно. Верхняя одежда из такой ткани смотрится очень дорого и изысканно.
Анастасия Васюченко
дизайнер одежды
Со мной все стало ясно еще с малых лет. Только тогда я рисовала платья куколкам, а сейчас вполне себе реальным барышням. Я была из тех детей, кто знал, кем хочет стать, когда вырастет, поэтому вся учеба была сконцентрирована около художественной деятельности. Мой внешний вид регулярно давал непрозрачные намеки окружающим, что девочка я очень творческая. А в колледже на графическом дизайне меня с любовью обзывали «тряпочница», глядя на мои работы.
Первое адекватное платье я сшила на 2-м курсе Академии, когда перевелась с текстиля на костюм. Это были кровь, пот и слезы, и мне оно, конечно, не нравилось, но платье по-прежнему собирает комплименты, когда я его выгуливаю. Я сделала ставку на женственный силуэт, но материалом использовала плотную военную шерсть цвета хаки. Деталь переда декорировала множеством позолоченных пуговиц, имитируя мундир.
Часть моего гардероба из волшебного сундучка моих мамы и бабушки, в который я периодически залажу и всегда нахожу что-то под настроение. Есть, конечно, база в лице масс-маркета, которую я привожу из путешествий. Там я покупаю то, что сама вряд ли смогу пошить, либо буду шить сто лет, либо покупка будет выгодней, так как я знаю цены на ткани.
В подростковом возрасте любила наведываться в секонд-хенды. Сейчас удача в секах улыбается все реже, но нет-нет да и заскочишь с огоньком в глазах пролистать вешалки.
В свободное время я стилизую съемки, что также накладывает свой отпечаток на отношение к моде и на подачу одежды. Поэтому, как ни банально это прозвучит, я люблю примерять на себя разные образы. Мне будет одинаково комфортно и в полупрозрачном платье мамы, и в пиджаке бойфренда, и в бабушкиной блузке. Конечно, все дополняет одежда собственного дизайна и производства, которую я лаконично вписываю в образ.
Испытываю патриотичные чувства гордости за Lakbi, Navy, «Элему», Mark Formelle. Уверена, что у беларуских производителей можно стильно одеться. Знай только, что тебе идет, умей фильтровать и ориентироваться в тенденциях да следуй за картинкой в голове.
После презентации «радзивилловской» коллекции для Mark Formelle у нас была возможность выкупить проработки изделий и отблагодарить друзей и родных свеженькими свитшотами и платьями до официального выхода капсулы в магазины. По законам производства, одежда появится в продаже только в этом месяце.
Я веду мастер-классы по пошиву нижнего белья в арт-студии Fantasy Room. Подружки иногда получают от меня пикантные подарочки.
Безусловно, нужно следить за творчеством мировых дизайнеров, анализировать тенденции и изучать историю костюма. Я стараюсь быть в курсе всего, что происходит в мире моды, но ровно до того момента, как принимаюсь за свое дело. В процессе работы над коллекцией уже нужно ориентироваться только на источник инспирации и следовать своей идее — такие правила.
Я знаю много хороших примеров, когда из беларуских тканей получаются очень достойные вещи. Если эстетике вашего бренда не противоречат такие ткани, как лен, шерсть, сукно, то почему бы и нет?
Если у вас есть своя аудитория, своя концепция, вы занимаете конкретную нишу, ассортимент которой находится в едином стилевом направлении, то географическое расположение не должно помешать развитию продукта.
Таня Тур
дизайнер бренда Tanya Tur
Моим примером всегда была мама, так что бесстрашие быть нарядным и приметным привито еще с детства, а становление и огранка проходили в ВГТУ на кафедре дизайна. Именно там (в корпусе дизайнеров) текли ручьями краски, шел поиск почерка и особого видения моды, в почете была смелость и неординарность, а в корпусе напротив нас спускали на землю и обучали производственным реалиям и конструктивно-технологическим фишкам. По окончании мы были «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Мои первые сшитые вещи: лоскутный джинсовый топ и самые немыслимые комбинации мини-юбок с фирменным стежком «обметка» из-за отсутствия оверлока.
Мой гардероб — старьевщик, а я — большой Плюшкин: могу хранить коллекцию кожаных винтажных курток, так ни разу и не надев, зато за каждой из них стоит история, и именно вещи, сохранившие историю, интересуют меня больше всего.
В моем гардеробе много мужской одежды: свитера, джинсы, обувь, сейчас появилось несколько костюмов.
Одежда приходит в виде даров (от подружек-бабушек), или находок в комиссионных магазинах, или с барахолок. (Она не всегда именита, бывает, что и название на бирке не рассмотреть из-за возраста вещи, зато «с барского плеча»). При умелом подходе в них вам будет обеспечено внимание и хорошее настроение на весь день. А вещи с историей обещают быть антивременными и долгоиграющими в шкафу.
Не смогу сэкономить на паре хороших ботинок и интересном головном уборе — сейчас это картуз и кепи (много-много картузов и кепи). «Свое» ношу часто и с удовольствием: «свое» всегда греет, в нем привычно и «как дома». Из беларуского люблю «шкарпэткi» и трикотаж, а еще беларуских дизайнеров, с радостью ношу вещи своих коллег и не снимаю колечки мануфактуры «Поле».
Ценю людей, следующих собственному вкусу, а не шаблонным предпочтениям — этаких персонажей. Они обладают какой-то немыслимой чуйкой и собирают свой гардероб антимодным самобытным способом.
Дарить «свое» всегда волнительно. «Турья вопратка» в дар — это более сильная по ощущениям история для меня, чем выгодно пристроенная вещица. Видеть, как трепетно перебирают в руках и гладят бирку, как заботливо носят и вспоминают момент появления, — это здорово.
Мне кажется, что существует единая система, единый центр, все в воздухе, из которого мы черпаем источники, так как чувствующий всегда уловит, и тот, у кого есть нюх, способен заприметить большое в малом. Люблю модные показы (это настоящее кино, с режиссурой и завораживающим сценарием), рассматривать приглашенных на них гостей и уличных модников; полюбились фильмы про дизайнерскую кухню изнутри, про секреты в кулуарах великих, с неподдельным удовольствием смотрю и смакую.
Если поставить задачу и при этом сохранить свободу за художником, можно сшить и из беларуских тканей, только фурнитура обязательно должна быть заморской, с нашей далеко не уйдешь.
На практике в университете мы работали в основном с нашим производителем: например, мой диплом отшит из беларуского шинельного сукна, и был отмечен стажировкой от школы моды Lette-Verein (Берлин).
Оля Кардаш
дизайнер бренда Kardash
В детстве я ходила во Дворец молодежи в кружок детской моды, где мы учились рукоделию и созданию коллекций. Это и определило мой выбор вуза и специальности в будущем. Долго не колеблясь и не сворачивая на другие дорожки, я поступила в Институт современных знаний имени А. М. Широкова на специальность «Дизайн костюма и тканей», который с отличием окончила в 2012 году.
Первая сшитая мною вещь — утепленная юбка. Я сделала ее на курсах по шитью, модель по тем временам была страшно модная, все спрашивали, где я ее купила.
Я адепт стиля smart casual, не люблю вещи, которые нельзя носить каждый день. В моем гардеробе преобладают вещи собственного дизайна (примерно 90%), поэтому по магазинам я хожу, только чтобы купить что-то, чего нет в моих коллекциях: спортивную одежду, белье, вещи ручной вязки, одежду и аксессуары из кожи. А еще всегда заглядываю в ГУМ за новой пижамкой отечественного производства. Масс-маркет я не жалую по причине того, что очень тщательно отношусь к качеству изделий, а данный сегмент магазинов предложить его не может. Исключение составляют вещи, которые не жалко относить и выбросить, например базовые футболки.
Для меня в радость делать приятные вещи для своей семьи, и я знаю, что они больше, чем кто-либо, ценят и любят вещи, созданные мною. Поэтому я часто дарю родным вещи от Kardash, особенно на дни рождения, если знаю, какая вещь желанная.
Дизайнеру важно знать, что происходит в мире, важно наблюдать за коллегами по цеху, быть в курсе мировых тенденций, вдохновляться… Но ни в коем случае не чужими коллекциями, потому что это уже плагиат. Для меня это неприемлемо.
Честно признаюсь, беларуские ткани, лен и шерсть, это не мои фавориты. Меня не устраивает их качество, и в работе я их избегаю.