Дзе ты працуеш«Соседям снизу надоело жаловаться, и они продали квартиру»: Я работаю в доме с царских открыток
Творческое пространство Яна и Даши Карповых в здании XIX века
Мастерская Яна и Даши Карповых расположена в жилом доме по адресу Карла Маркса, 7. Квартиру на втором этаже семья купила в 2016 году с целью оборудовать там пространство для работы и творчества. Ян — рекламный режиссер, занимается производством видеороликов. Его офис находится в том же доме, в квартире этажом выше. Второе увлечение Яна – ювелирный дизайн. Даша — художник, до этого она арендовала мастерские. Несколько месяцев назад ребята въехали в собственное помещение, где только что завершился ремонт. The Village Беларусь навестил Карповых и посмотрел, как на сорока квадратах открытого пространства уживаются две творческие личности.
Фотографии
Идея
Основное занятие Яна — бизнес по производству видеороликов. Попутно он думал над тем, чем бы ему хотелось заниматься на пенсии, чтобы работа приносила и удовольствие, и доход. Два года назад Ян начал учиться ювелирному дизайну и понемногу развивать это направление. Дашина живопись тоже требовала места. Аренда отнимала средства, а из-за частых поездок приходилось беспокоиться, что деньги пропадают зря. К тому же работа художника предполагает определенную организацию пространства, где нужно разложить кисти, краски, холсты. Когда Даша писала дома и рядом находились дети, после сеанса работу приходилось сворачивать и все прятать, а на следующий день разворачивать снова. Своя мастерская решила эти вопросы, а также проблему хранения рабочего оборудования и материалов.
— Ян все время обвинял меня в том, что я обросла барахлом в огромном количестве, а при переезде выяснилось, что у него барахла в четыре раза больше. Мы подкалываем друг друга — он говорит: зачем тебе эти метры площади, тебе же нужны только кисточки и красочки. Я отвечаю: а тебе зачем, ты же делаешь маленькие колечки! — говорит Даша.
— Вот здесь у нас проходит граница между Северной и Южной Кореей. Нет, даже здесь, я захватил эту территорию, — показывает Ян. — Я Северная Корея, более механическая и более злобная. Мирно сосуществовать нам не удается. Как могут муж и жена мирно сосуществовать? Все время войны, интриги: почему ты положила ребенка на мой рабочий стол? Почему твоей краской у меня здесь вымазано? Мы совсем недавно сюда въехали и еще не успели обжиться и понять особенности этого места.
Мастерская Яна и Даши Карповых
Творческое пространство
Количество работников: 2 человека
Дата создания: 2017 год
Площадь помещения: 40 кв. м
Расположение
Дом, в котором находится мастерская Яна и Даши, построен в 1897 году. Его изображения есть на царских открытках — тогда улица Карла Маркса называлась Подгорная. Первоначально здание имело два этажа, третий достроили в 1939 году. В войну дом не очень пострадал: частично разрушилась крыша, а метровые стены выстояли. Шестнадцать лет назад Ян купил здесь первую квартиру на третьем этаже, где сейчас находится его офис.
— После университета мне повезло поработать в Вене, в центре города, в офисном здании с полутораметровыми стенами, построенном в XVIII веке. Это наложило отпечаток на формирование моей личности: я приехал из советского подъезда прямо в центр старой европейской столицы. Вернувшись в Минск, скучал по комфорту и красоте исторического центра и начал искать что-то похожее здесь, — рассказывает Ян. — Для инвестиций я рассматриваю недвижимость XIX века — таких зданий в Минске немного, я их все знаю и отслеживаю интересные предложения. Однажды мы с риелтором шли по улице, и он воскликнул: «О, вот здесь есть помещение, как ты хотел, со входом на Карла Маркса!» Для меня важно, чтобы у дома был парадный вход, а не черный, со двора. Ты выходишь из дома и сразу садишься в кафе — это удобно.
Одно время в этом офисе находилась редакция журнала «Таймер»: работа шла допоздна, часто перетекая в шумные вечеринки. Ян предполагает, что соседям снизу наконец надоело жаловаться, и они решили продать свою квартиру. Так в прошлом году у Карповых появилось еще одно помещение для работы.
Интерьер
Квартира представляла собой коммуналку, разделенную на маленькие комнатки. В процессе ремонта все внутренние щитовые перегородки были сломаны — получилось единое пространство. Убрали натяжные потолки, вернули помещению родную высоту в четыре метра. Стены обнажили до красного кирпича — он каленый и крепкий, вычистили его и покрыли грунтовкой. На пол постелили некондиционный дубовый паркет — коротковатый, с сучками и трещинами. Санузел перенесли в другое место, оборудовали там душевую кабину. Ян долго искал плитку, которая вписалась бы в атмосферу старого дома. Едва нашел подходящую — дешевую, с потеками и неровностями, где так экономили на глазури, что сквозь нее просвечивает материал-основа.
Обстановка в мастерской сейчас временная: хозяева примеряют эргономику, вещи ищут свои места. Часть старой мебели перекочевала из офиса сверху, другая сделана своими руками. Барная стойка и детский столик опираются на пирамиды из черных пластиковых ящиков.
— Когда нужно обустроить помещение, не всегда сразу понятно, куда что поставить. Нужно пожить, почувствовать пространство. У меня есть суперметод — ящики для коньяка. Они копеечные, универсального черного цвета, из них можно строить разные вещи и быстро разбирать. Кладешь на ящики матрас — это кровать, кладешь доску — это стол, нужна съемка — делаешь из них фотоконструкции. Очень удобная вещь, — говорит Ян.
У многих предметов интерьера есть интересные истории. В качестве детского столика — округлый поперечный срез тополя, который Ян называет «Дашиным обручальным кольцом»:
— Мы как-то с Дашей проезжали загс, и она сказала: давай поженимся (а у нас уже были дети). Нас поженили быстро, как в Лас-Вегасе: ушли на обед, а вернулись мужем и женой. В тот же день я проезжал мимо парка, где пилили тополя, и я подумал: минутку, кольца! Куча колец сразу — годичные древесные. Я украл из парка один пень и сделал столешницу. Сейчас это временный столик для ребенка.
У двери стоит шкаф из массива дуба с оригинальной резьбой. Его Ян приобрел на виртуальной барахолке за смешные сто долларов. Сейчас в нем хранится инвентарь для фотосъемки. Еще один необычный шкаф, напоминающий невысокий сервант, мастер сделал своими руками: в нем скрывается токарный станок. Большинство оборудования для ювелирного дела антикварное. Машинке для проката металла около века, молотки, стамески тоже либо очень старые, либо самодельные. Многие инструменты Ян покупает на блошиных рынках, как, например, антикварную наковальню в Барселоне. Микроскоп, правда, более современный, советский. Новый аналог с таким же качеством картинки стоит 2–3 тысячи долларов — зачем начинающему ювелиру столько тратить?
— Для меня непринципиально покупать только антикварные вещи, это не фетиш. Я руководствуюсь практическими и эстетическими соображениями: старые инструменты часто лучше и вдобавок дешевле. Они имеют историю, помнят людей, которые с ними работали, а ты продолжаешь эту традицию. Конечно, если мне что-то нужно быстро, я иду и покупаю. А потом вижу где-то хорошую старую вещь — и китайская отправляется на дачу.
Творчество
Даша пишет и продает картины. Еще одна ее профессия — фуд-стилист, и в мастерской периодически проходит красивая съемка различных продуктов. Яна интересуют мужские украшения и инженерные ювелирные изделия. Ему нравится придумывать уникальные вещи, которых до него еще никто не делал.
По нашему законодательству, чтобы делать и продавать украшения из драгметаллов, нужно иметь лицензию, которую Ян надеется получить к осени. А пока он иронично называет свой бренд metalloobrabotka. На логотипе — перекрещенные ключи. Для мастера это многозначный символ: и метафора ключей от городов, по которым он путешествует, и отсылка к библейским ключам от рая апостола Петра.
— Вот серебряное ведро для водки, прототипом которого стало настоящее двадцатилитровое. Что подарить человеку, у которого все есть? Такой сувенир нравится всем, образ близок очень разным мужчинам. Если женщина — ведьма, ей нужен защитный амулет. С одной стороны — настоящая пуля калибра 7.62 из чистого серебра, с другой — осиновый кол. Подходит и на вампира, и на оборотня.
Однажды Даша попросила меня сделать для нее украшение, которого нет ни у одной женщины на планете. А на тот момент у меня было месяцев пять опыта. Что ни придумывал, все находилось в Гугле. Но я не сдался и создал украшение в виде удлинителя с несколькими розетками. Шнур является цепочкой, которая перехватывается вокруг шеи, и, когда штекер втыкается в розетку, рубин загорается. Под рубином — светодиод и электронная схема с батарейками. Яркость отрегулирована таким образом, чтобы он светил не очень ярко. Батарейки можно менять в любой часовой мастерской. Если включаешь штекер в крайнюю розетку, рубин не загорается — это вариант скромного ношения.
Также я делаю премии. «Книга года» — полноразмерная латунная гнутая книга с серебряной вставкой. «Премия Тётки» — деревянная конструкция из махагона с объемными серебряными буквами, а портрет особым образом профрезерован в дереве.
После работы
Мастерская Яна и Даши не только творческое и рабочее пространство, но и место для дружеских встреч. Мероприятия редко придумываются заранее: жизнь сама дает поводы для тематических вечеринок.
— Как-то у нас была вечеринка, куда можно было попасть, только принеся какой-то предмет и рассказав о нем историю, — вспоминает Ян. — Я услышал множество потрясающих историй, а самое ценное то, что в другой ситуации люди бы ими вряд ли поделились.
В мастерской нет отдельной кухонной зоны: хозяева предпочитают спускаться в кафе — на Карла Маркса их очень много.
Планы
Мастерская только открылась, постепенно она будет обживаться. Появится новая мебель, вертикальная система хранения, небольшая детская зона и мини-спальня на верхнем ярусе: четырехметровая высота потолков позволяет сэкономить немало места. Потолок украсит самодельная люстра в виде созвездия Большой Медведицы: лампы будут изображать звезды, а рейки-соединения — контуры. Даша добавит на стену свои картины, над ними закрепят фотофоны, которые позволят быстро превращать помещение в павильон для макросъемки.