Независимый беларуский культурно-образовательный онлайн-журнал «Диалог» написал о том, почему дома диктаторов выглядят так ужасно.

Любимые архитектурные приемы диктаторов — пластиковые колонны, которые ничего не несут, чрезмерное увлечение золотым цветом, орнаменты времен Ренессанса и дешевая массивная китайская мебель, которая пытается воссоздать «классический» интерьер. «Почему? Зачем? Что не так с диктаторами? Откуда у них такой ужасный вкус и тяга к позолоте? Давайте разбираться», — пишет автор.

Кто такие «диктаторы»

Дадим определение «диктаторам». В данном материале «диктатор» будет синонимом авторитарного лидера или человека с диктаторскими или авторитарными чертами характера.

Это сделано не просто так. Сейчас не так уж и много «открытых» диктатур. Если «диктатор» хочет быть в «тренде», то надо быть «гибридным режимом».

Демократический фасад для мировой общественности создает меньше проблем в торговле и меньше интереса со стороны других стран. Вроде бы есть и демократия, и выборы проходят, но оппозиция преследуется, а у власти находятся те же лица. Это и есть «гибридный режим»

Хоть открытых диктаторов стало меньше, их заменили авторитарные лидеры, которые совсем далеки от идеалов либеральной демократии.

Для примера возьмем Беларусь и Россию. Как бы их правителей не хотели бы называть «диктаторами», на самом деле они являются авторитарными лидерами гибридных режимов и не попадают под классическое определение «диктатуры». А вот архитектурный стиль элит этих стран прекрасно подходит нашей теме и именно поэтому «диктатор» — собирательное понятие в этой статье.

У диктаторов ограниченные человеческие ресурсы

Архитектура связана с историей человечества и технологиями, которые доступны нам. Поначалу мы были ограничены ручным трудом, примитивными инструментами и материалами, источник которых должен был быть рядом со стройкой, чтобы их удобно было доставлять вручную. Предсказуемо, строительство шло очень медленно и могло длиться веками, когда люди поколениями работали над одним объектом.

Сегодня мы проектируем и строим здания совсем иначе, и это повлияло на то, как выглядят наши города. У нас есть то, чего не было в прошлом: туалеты, газ, розетки, обогреватели, трубы и много чего еще.

Можно скопировать архитектуру прошлого, но, скорее всего, это будет трата времени, так как современная архитектура лучше соответствует нашему времени. Также, с большой долей вероятности копия будет плохого качества, так как некоторые профессии перестают быть востребованы, и мы теряем знания, связанные с прошлым. Это особенно важно, если мы проектируем и возводим здание, архитектура которого была популярна сотни лет назад.

Раньше не было фотошопа, а сейчас есть. Нам не нужно столько художников и скульпторов, сколько было раньше, так как мы строим иначе. И именно в этом ограниченны диктаторы. Они могут быть сказочно богаты, но у них просто не может быть достаточно квалифицированного персонала, так как общество развивается и рынок диктует, какие навыки востребованы.

Именно поэтому качество диктаторской архитектуры деградирует с каждым новым поколением диктаторов. Если то, что строили диктаторы пятьдесят или сто лет назад, выглядит более-менее прилично, то современные постройки попросту ужасны.

Неиспользуемые обществом навыки забываются, и становится все сложнее найти архитекторов, дизайнеров и инженеров, которые могли бы спроектировать и построить по-настоящему «классический» дом или дворец. Современные университеты не могут передать все знания тех эпох и, имея в клиентах диктатора, архитекторы и дизайнеры вынуждены слепо копировать прошлые образцы без должного понимания прошлого (что попросту невозможно), на ходу адаптируя это все к современным нуждам.

Ограниченный доступ к аутентичным материалам

Даже если диктатор нашел идеального архитектора и инженера, он все равно не построит приличный дом. Все дело в материалах. Не только сейчас меньше профессионалов в этой области, но и меньше аутентичных материалов, которые были использованы в прошлом.

У диктатора появляется выбор: ждать годами «правильных» материалов, которые ужасно дорогие и требуют профессиональной обработки, или использовать дешевые альтернативы, которые выглядят «похоже». Ни один современный диктатор не будет ждать десятилетия, пока его дворец построят.

Все дело в длительности нахождения у власти. Правители прошлого находились у руля пожизненно и могли планировать долгосрочные проекты. Если это не «наследственная» диктатура, как, к примеру, Северная Корея, то диктатор захочет построиться быстро и наслаждаться жизнью и властью сегодня, а не завтра. Хоть диктатуры могут и быть «надолго», но сам диктатор вокруг себя всегда видит одни предательства и заговоры, поэтому его горизонт планирования — краткосрочный.

Почему вообще диктаторы хотят замки

Обычно диктаторы происходят из бедных или даже совсем бедных семей. Когда в твоей семье слишком много людей и все живут друг у друга на головах, появляется мечта, что в «один день я буду жить в большом доме». Даже во дворце или замке.

Лично я полностью понимаю эту логику, так как сам рос в небольшой квартире, как и большинство постсоветских горожан. Но, как только я вырос и посчитал все расходы, которые подразумевает большой дом или квартира — отопление, стройка или ремонт, уход или даже просто уборка — я понял, что это того не стоит. Слишком много времени и денег будет потрачено на содержание большого дома и квартиры.

С диктаторами все немного сложнее. Плохие жилищные условия в прошлом и, скорее всего, низкий уровень образования мешают им мыслить практически, особенно когда у них есть монополия на власть в стране. Неограниченная власть и бедное детство вместе создают этих ужасных монстров, которые диктаторы называют своим «домом».

Образование очень важно, так как диктаторы попросту не видят разницы между аутентичными материалами, которые мы обсудили, и современными дешевыми аналогами. «Если это выглядит как колонна, то мы берем», — их логика. Аутентичность — не их цель. Они хотят дворцоподобный дом прямо сейчас, а не шедевр реставрации.

Демонстрация власти — жизненная необходимость

Диктаторы обычно существуют в другой реальности и классовой системы, чем та, которая распространена в настоящих демократических странах. Для них демонстрация силы предельно важна. Это связано с тем, что общества, в которых они живут, до сих пор являются развивающимися, и нужда в демонстрации личного богатства и успеха является символом класса. Ездить на работу на велосипеде, как могут голландские и датские политики, для диктаторов просто смешно или даже оскорбительно.

Причина этого в том, что эти страны не имеют развитых либерально-демократических институтов и независимой юридической системы. В развитых странах люди соблюдают закон. В развивающихся странах те, у кого больше власти и ресурсов и есть закон. Они демонстрируют это материальным богатством как дорогая одежда, машины, яхты, виллы и дворцы.

Нездоровое самомнение

Диктаторы могут изначально иметь нездоровое самомнение, считая себя чрезмерно особенными, уникальными, могущественными и умными. Предсказуемо, они требуют «соответствующий» их личности интерьер и дом. Конечно, единственный подходящий стиль в данном случае будет «самое лучшее», что упрощается до «мрамор здесь, колонна там и покрасить это все в желт… кхм… покрыть это все позолотой!».

Прекрасным примером этой категории является Дональд Трамп, чья квартира выглядит просто бесконечно ужасно, в своей неудачной попытке подражать прошлому.

Подхалимы творят чудеса

Но что если у диктатора нет такого самомнения? Не беспокойтесь, для чего еще нужны друзья? Когда диктатор приходит к власти, он обычно изолируется от реального мира армией помощников, заместителей и разного сорта подхалимов. Именно тогда диктатор начинает думать о себе, своем «величии» и сравнивает себя с «великими лидерами» прошлого, которые существовали в совершенно другом обществе сотни лет назад.

После успешной промывки своим окружением диктатор начинает искать «подходящий» архитектурный стиль, который подойдет его «величию». Очевидно, только «Версаль десятикратного размера» может удовлетворить этот «безупречный» вкус.

Рано или поздно диктаторы теряют связь с реальностью, и именно тогда появляются все эти дворцы, яхты, замки. Но даже всего этого недостаточно, и в ход идут такие извращения как домашний тигр, акула в аквариуме, личный зоопарк. Как у Тони Монтана в «Лице со шрамом» с его тигром и у бывшего президента Украины Виктора Януковича с его домашним зоопарком.

Коррупция и кумовство ухудшают положение

ОКей, допустим у нас есть крохотный диктатор. У него в руках вся власть, его коллеги поклоняются ему, а «народ» так вообще боготворит. Время для дворца: Его Величество хочет «Большой Версаль». С джакузи.

Проведем архитектурный конкурс, чтобы все архитектурные бюро могли принять участие, а мы бы выбрали лучший проект? Ха-ха-ха! «Зачем?! Я знаю человечка, который знает отличного архитектора. Обойдется дешевле, и я знаком с его семьей — прекрасные люди», — вот что вы услышите в ответ. Тот, кто подходит для такой работы, обычно является чьим-то сыном, другом или тупо дал самую большую взятку.

Все работы выполняются либо неизвестной компанией, которую никто не знает, или людьми, которые недостаточно талантливы, чтобы их наняли частные компании, но являются друзьями или одноклассниками «нужных» людей.

Зураб Церетели — идеальный пример. Будучи средним скульптором, он быстро превратился в посредственность, создавая огромные безвкусные скульптуры в Москве для бывшего мэра Юрия Лужкова. Во время двухтысячных он был чем-то вроде «скульптора по-умолчанию» для Москвы.

Хуже всего то, что этот принцип работает для всего: архитектор, дизайнер интерьера, инженер, строительная компания, поставщик материалов и вообще все получают заказы таким образом, когда дело касается осуществления мечты диктатора. Эта необъятная гора посредственности и коррупции потом и создаст то, над чем все мы будем смеяться.

Главные выводы

Просуммируем главные выводы, которые следует иметь в виду, говоря про диктаторов и их вкус:

 Архитектура поменялась, как и наше общество. Осталось немного специалистов, чья работа недешева и требует времени, но даже они не могут идеально воссоздать прошлое, используя современные материалы.

 Обычно диктаторы происходят из бедных семей и не имеют хорошего образования.

 Общество, в котором они живут, все еще развивается, и поэтому им важно демонстрировать власть, так как они являются законом.

 Либо диктатор уже имеет нездоровое видение себя, либо его окружение позаботится о том, чтобы тот потерял связь с реальностью и «зазвездился».

 Коррупция и кумовство распределят работу так, что заказы получат «нужные» люди, а не лучшие.


ТЕКСТ: Стефан Ванли

ОБЛОЖКАrealtor.com